Ошибка
Операция выполнена успешно
Сергей ИСИЧКО
2009-09-04 06:19:33
КИНО И «НЕМЦЫ»
Кино
Сериалы (особенно криминальные, где люди в погонах и без оных без конца бегают с пистолетами) я перестал смотреть давно. Но на днях увидел эпизод в фильме «Авария» (сериал «Глухарь») и… оторваться не смог. Засел смотреть до конца. Эпизод такой. Женщина, майор милиции случайно сбивает машиной девушку. Выходит из машины. К пострадавшей не бросается, жива или нет не проверяет, никакой помощи не оказывает, «скорую» не вызывает. Просто стоит и смотрит на лежащую без движения жертву. Затем звонит по мобильному своему подчиненному, капитану (он же, как выясняется впоследствии, владелец машины и ее любовник) и говорит, что только что убила человека. «Уезжай оттуда быстро! Я сейчас сам туда приеду и сам «скорую» вызову», - велит ей капитан. Так они и сделали. Майор «смылась» - девушка лежала на обочине - капитан приехал и втихую взял следствие под контроль. Стало интересно как будут развиваться события дальше, тем более, что девушка осталась жива и почти здорова. Майор не выдержит, бросит «снимать стресс» спиртным, и во всем признается? Или она кинется к своей жертве, обо всем расскажет ей? Или же майора и капитана разоблачат коллеги?
Сценарист подарил героям другую ситуацию. Девушка была уверена, что ее из мести сбил парень, с которым она поссорилась. Отец девушки, помня сетования следователя, что дело раскрыть едва ли удастся, взял ножку от табуретки и отлупил этого парня так, что тот написал заявление в милицию. После чего капитан Глухарев мастерски «разрулил» обе ситуации. Следователю, разбиравшему дело о наезде, он заявил, что машина его, это он сбил девушку, но ему (следователю и подчиненному) его (капитана и начальника) не посадить. Потом капитан поставил следователю ящик пива, а парню - бутылку коньяку. Следователь помирился с капитаном, парень забрал заявление, майор осталась служить и любить капитана. Справедливость восторжествовала.
Жизнь
«Глухарь» рекламируется как «первый фильм, которому веришь». Я верю, что фильм жизненный. В 90-е в редактор поручил мне подготовить публикацию по письму от женщины–инвалида, которую за незаконную торговлю сигаретами грубо задержал милиционер. В письме был рассказ как в отделении милиции за стеной комнаты, где сидела инвалид, избивали кого-то, а он кричал, что у него жена беременная. Видимо, это не на шутку встревожило милицейских начальников. Меня пригласил на беседу аж подполковник милиции, командир полка. Вместе с ним «за стол переговоров» сели несколько офицеров, «весь цвет полка», как выразился их командир. Запомнились три высказывания этого подполковника. «Милиция – быдло власти!» - выдал он афоризм. И тут же затараторил поправляясь: «Нет-нет, не быдло, не быдло, неправильно сказал, неправильно! Милиция – чернорабочий власти!» Следующее высказывание уже без поправок: «Человеку свойственно хитрить и изворачиваться, это нормально!» До этого я думал, что нормально – это когда милиционер требует от остальных быть честным и соблюдать закон. «А сейчас я расскажу вам, как мы будем досматривать вашу машину!» - наконец предупредил подполковник. «У меня нет машины», - сказал я. «А нет… Ну, значит… Ну, значит, нет», - растерялся командир. Присутствовавшие офицеры все же поговорили о том, как они будут досматривать машину. Неважно чью. Попутно выяснилось, что у «цветов» нет твердого представления, чем по закону досмотр отличается от обыска. «Да без разницы, я по-любому за…у эту «шестерку»!» - такой угрозой непонятно кому (наверное, все-таки мне) завершил разговор капитан. После чего подполковник вежливо проводил меня к выходу из управления. А перед женщиной-инвалидом все же извинились. А она была расстроена тем, что я не забрал у милиционеров и не вернул ей ее сигареты. Вышло, зря в редакцию обратилась.
Жизненный фильм «Глухарь». Фильмы «Менты», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» тоже жизненные. Их герои восстанавливают справедливость, мастерски нарушая законы или балансируя на грани их нарушения. Их мастерству апплодируешь и все время переживаешь как бы эти прекрасные ребята не переборщили, как бы сами не пострадали от службы собственной безопасности, от идиотов-коллег, от формалистов-судей. Но сценаристы и режиссеры, слава богу, бдительно следили за тем, чтобы такого не случилось. Такой жизненная правда в кино была в 90-е. Но сейчас заканчивается первое десятилетие XXI века. А все названные фильмы остаются востребованными. Их без конца крутят по разным каналам в удобное для просмотра время.
С год назад знакомый издатель рассказал как к нему приходили представители бывшего криминального, а ныне общественного авторитета (предпринимателя и, кажется, даже депутата) из соседнего города. С просьбой выпустить в свет роман своего «босса». За деньги. Издатель выпустил литературно никудышный роман, пропитанный криминальной романтикой борьбы за справедливость. После чего окрыленные представители примчались уже с другой просьбой: «Фильм по роману будем ставить. Выходы на сценаристов нужны! Сидихина на главную роль! Сидихин сколько берет?» Узнав (по «сарафанному радио»), что Сидихин за один день съемок берет 2000 «баксов», представители приуныли: «Не потянем». Я тогда подумал: «Если наша провинциальная шпана готова финансировать кино с сидихиными на главных ролях, что говорить о столичных «воротилах»!? Вот человек лишний раз подтвердил почему по всем каналам без конца гоняют сериалы про «братву», «ментов», агентов спецслужб, зоновскую жизнь…»
На фоне отчаянных призывов президентов, вице и премьер-министров страны к борьбе с коррупцией все отчетливее понимаешь, что вот эти фильмы и есть вольное или невольное идеологическое обеспечение коррупции. Они культивируют, взращивают мораль, оправдывающую всякого рода сделки. Фильмы хорошие в том смысле, что сделаны они грамотно, смотрибельно. Но уже хочется других жизненных фильмов. Таких, где угрызения совести присутствовали бы не только в виде стакана с чем-то «успокоительным» в руке мрачного героя. Таких, где справедливость торжествует не только благодаря сделкам с совестью, с преступниками и жертвами. Таких, где те же герои переосмысливают некоторые моральные ценности и мотивы поведения. Таких, где справедливость в конечном счете определяется законами, а не выкрутасами положительных персонажей. Но таких фильмов нет. Во всяком случае, лично я таких фильмов в новейшей истории кинематографа еще не видел. Но лично мне один случай из жизни позволяет надеяться на то, что таких фильмов пока нет.
«Немцы»
Уже много лет я общаюсь с человеком, который в 90-х был большим должностным лицом, а в начале 2000-х «вылетел» с работы за то, что не захотел нарушать закон и выдавать городским чиновникам конфиденциальные сведения о предприятиях. С тех пор он борется в судах за свое восстановление. В Москву (Верховный суд, Генеральную прокуратуру, Администрацию президента) ездит как на работу, тратя на это все деньги, заработанные сбором металлолома, «шабашками», выполнением разных «левых» работ. Официально устроиться на работу он не может. Да и чревато это для тех, кто его устроит, слишком влиятельные люди «заказали» его увольнение. Все адвокаты и юристы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Челнах, к которым он обращался, однозначно говорят, что он прав, уволили его незаконно. А суды, по его словам, на дело смотрят предвзято, необъективно, угодливо власти. Поэтому мой знакомый время от времени говорил, что склоняется к мысли обмотать себя взрывчаткой и взорвать здание прокуратуры Татарстана. Или ведомство, в котором работал, заслуживая благодарности и поощрения. Или Верховный суд в Москве. Или что-то еще. Раз те, кто обязан блюсти закон этот закон нарушают, то пусть все летит к чертям. Я то и дело его отговаривал. Недавно он позвонил и сказал, что от идеи что-либо взорвать отказался, нашел другой выход. Его друзья и знакомые давно советуют ему всю эпопею борьбы с коррумпированными чиновниками описать в книге, и он задумал такую книгу написать. Надеюсь, напишет. Уверен, он не один такой в России. Уверен, что их борьба тоже не пройдет бесследно. У сценаристов и режиссеров появится материал для хороших фильмов, продвигающих в жизнь более правильную мораль. Тогда и мы все станем совестливее, справедливее и смелее.
Читатель (Читатель)
2009-09-05 10:10:52
Ваш знакомый, Сергей, зря потратил столько лет своей жизни. Как видите, ничего он не добился. И его книга тоже никому не нужна. Кому интересны чужие страдания, когда своих по горло. Пусть хотя бы остаток жизни Ваш знакомый проживёт, повернувшись к жизни лицом, а не задом. Пусть то, что было, останется позади него, за его спиной. Мы не станем совестливее, справедливее и смелее, прочитав его книгу или посмотрев его фильм. Такие книги и фильмы учат только сильнее прогибаться перед властьимущими.
Ответить
Vlad (Зарегистрированный пользователь)
2009-09-05 14:32:19
Были бы разнообразные детективные сериалы, смотрел бы. Но когда в каждом видишь одно и то же, появляется вопрос: почему так много одинаковых детективных сериалов, и все похожи друг на друга?! И при просмотре уже думаешь, ага, сейчас будет как в сериал N, и выключаешь телек.
Ответить
vfhfn (Читатель)
2009-09-07 14:26:17
Типа, Шендерович? Веллер? Ну-ну...
Ответить
Наталья (Читатель)
2010-01-10 22:49:50
похожий сюжет недавно был по ТВ: прокурорша детей сбила осмотрела бампер на предмет повреждений и умчалась по делам не взглянув на пострадавших... потеря совести и элементарных человеческих качеств это навсегда....
Ответить