Ошибка
Операция выполнена успешно
Авто
Особенности национальной езды
2009-09-29 23:12:55
Осень – это, прежде всего, ненастье, - говорит директор Центра водительского мастерства Айрат Калимуллин. – Это мокрая и грязная дорога, первые гололеды, туманы, ухудшение видимости…
Аквапланирование
На мокрой дороге, когда между колесом и дорожным покрытием появляется водяной клин, и коэффициент сцепления падает до минимальных величин, возникает аквапланирование. Автомобиль в таких условиях теряет управляемость. Поэтому при виде лужи водитель должен сбавлять скорость еще до нее. Если этого не сделать, вероятность возникновения аквапланирования возрастает многократно. Чтобы его избежать, заезжая в лужу, ногу с тормоза необходимо убрать, руль жестко зафиксировать строго прямо - проезжать только прямолинейно, никаких поворотов совершать нельзя. Но ухудшение ситуации будет не в самой луже, а на выезде из нее. Там нужно будет бороться за устойчивость автомобиля. Если двигаешься на скорости и попал в лужу, то после выезда из нее газ нужно нажать, чтобы не было заноса. А занос возможен, если автомобиль хотя бы немного потерял курсовую устойчивость. Например, при заезде в воду передние колеса об нее ударились, то есть загрузились, а задние при этом приподнялись, при этом автомобиль может немного развернуть. Он потом поплывет, но не прямолинейно, а с небольшим смещением. И стоит передним колесам коснуться дороги, их коэффициент сцепления возрастает, а задние продолжают боковое скольжение, автомобиль разворачивается боком, получает боковой удар – это опрокидывание. Как один из вариантов, может случиться так, что передние колеса повернуты. Это возможно, когда при заезде в лужу автомобиль повело, и водитель инстинктивно повернул рулевое колесо. И такая же ситуация: только передние колеса коснулись асфальта, управляемость вернулась, колеса продолжают вращаться и происходит бросок автомобиля в сторону.
- Все это происходит на большой скорости?
- В принципе, для получения аквапланирования и 60-70 км/час достаточно. Тут много факторов: масса автомобиля (на грузовиках аквапланирования практически не бывает, потому что они просто продавливают слой воды); ширины колеса (широкое колесо более склонно к аквапланированию)... Кстати, некоторые рекламы насмотрятся и считают, что если приобрели специальные шины от воды, то решили проблему, но все относительно. Эти шины могут быть лучше относительно других, но в принципе ситуацию меняют ненамного, законы физики изменить нельзя.
Также многие ошибочно считают, что аквапланирование бывает только на лужах, но оно может возникнуть, когда просто на дорожном покрытии есть вода, например, во время дождя. Часто водители не знают, что при увеличении скорости все больший вал воды собирается перед колесом, и чем выше скорость, тем плотность его увеличивается. Наконец наступает такой момент, когда плотность этого вала настолько велика, что колесо наезжает на него, и получается акваланирование. Поэтому я всегда удивляюсь нашим водителям, которые во время сильного дождя беспечно увеличивают скорость. И тут возникает опасность, когда автомобиль может уйти прямо на каком-то повороте, потому что колесо потеряет сцепление с дорогой, или при простом сбросе газа может быть снос автомобиля.
Кроме аквапланирования, для осенней езды характерно появление первых гололедов. Из года в год мы об этом говорим, но нелишним будет напомнить, что первый гололед будет появляться на участках, которые хорошо обдуваются – на мостах, под мостами, где своеобразная аэродинамическая труба, на возвышенностях. Вообще должен выработаться четкий рефлекс – при наезде на лужу, грязь или лед нога с педали тормоза должна быть убрана, если это, конечно, не связано с экстренным торможением. Например, когда на дороге человек, и тебе деваться некуда.
Записал Сергей РОДАЧЕВ
Продолжение разговора об особенностях осенней езды в следующем номере.
Огромное спасибо Айрату за его работу в Центре! Гаишники сколько угодно могут наказывать водителей, но если их не научили в автошколе ПРАВИЛЬНО ездить - ситуация не исправится. В Центре за две недели дают стократ больше, чем в любой автошколе. Здесь и приемы вождения и, что очень важно, психологическая подготовка. Удивительно, почему на водительских курсах не используются эти методики? Выпихивают на дороги испуганных чайников или шумахеров-беспредельщиков, а потом удивляются, откуда столько ДТП
Тоже занималась в Центре водительского мастерства. Большая благодарность Айрату Фатыховичу!!! С автошколой не сравнить!!! Вот, где работают профессионалы! Желаю Айрату Фатыховичу всех благ и талантливых учеников!!!
Айрат забыл указать, что его совет по нажаитю газа при выезде из лужи - для переднеприводных машин. На классике будет занос.
Уважаемый Влад (извините, не удобно обращаться по кличке,предположим что Вас так зовут), потеря управляемости автомобиля в данном случае определяется не приводом автомобиля, а перераспределением массы (загрузкой-разгрузкой колёс)и все действия водителя должны быть направлены на решение этой проблемы. Поэтому газ должен быть нажат на любом автомобиле (в Челны лтд. были опубликованы ряд статей по этой теме). Но я понял что вы хотели сказать, действительно, педалью газа на заднеприводных автомобилях нужно пользоваться аккуратно что бы ведущие колеса не пробуксовывали (собственно как и на всех остальных).