Ошибка
Операция выполнена успешно
Тема номера
Террорист №1
2008-05-07 17:40:26
Когда смотришь репортажи о том, что террористы где-то взорвали дом или взяли заложников, кажется - это далеко, у нас такого не случится. Но сотрудники татарстанской милиции, прокуратуры и ФСБ знают: самое страшное долгие годы было совсем рядом. У нас, в Набережных Челнах. Со дня на день в Верховном суде в Казани должны огласить приговор членам вооруженного формирования «Исламский джамаат», которые готовили настоящую войну в Татарстане и наводили ужас на все близлежащие регионы. При задержании последних участников «Джамаата» погибли 4 жителя Башкирии. Если бы их не остановили, человеческих жертв могло быть в сотни раз больше: боевики планировали целую серию беспрецедентных терактов и диверсий. 6 членов «Джамаата» уже осуждены. Еще 17 человек (среди которых лидеры этого сообщества - Нафис Калимуллин и Ильгам Гумеров) выслушали вердикт присяжных: «Виновны». Теперь вопрос стоит только о том, сколько лет каждый из них проведет за решеткой.
То, что вы прочтете дальше - подробности, основанные на материалах уголовного дела и воспоминаниях сотрудников правоохранительных органов, непосредственно участвовавших в разработке, задержаниях и допросах членов «Исламского джамаата». Подтверждение каждому слову есть либо в одном из 127 томов уголовного дела №119468, либо в обвинительном заключении, которое заняло 9 томов по 300 страниц в каждом.
Никто уже не сомневается в том, что активность ваххабитов в Набережных Челнах связана с открытием в городе медресе “Йолдыз”. С этого времени (1993-94 годы) началась массированная идеологическая обработка мусульман. С 1996 года ученики этого медресе стали выезжать в Чечню - якобы для получения духовного образования. Фактически же их вывозили для обучения в лагере “Кавказ”, организованном полевыми командирами Хаттабом и Басаевым. Через этот лагерь прошло более 40 жителей Татарстана. Все они после возвращения из Чечни стали преступниками. Многие из них уже погибли.
Первоначально организация с названием “Исламский джамаат” появилась в 1996 году. Тогда же началась вербовка молодых мусульман для участия в боевых действиях. На призыв Басаева и Хаттаба откликнулись и многие челнинцы. В 1999 году, после взрывов домов в Москве, в поле зрения сотрудников спецслужб попало 9 членов “Джамаата”. Их тогда даже арестовали, но очень быстро отпустили - в связи с амнистией. В их числе был Айрат Вахитов - бывший имам челнинской мечети “Тауба” (той, которая на ГЭСе, на улице Центральная). Он сам дважды выезжал в Чечню, проходил обучение в лагере “Кавказ”, занимался вербовкой молодежи. В 2000-м году он получил боевую подготовку в лагере таджикской оппозиции, затем в составе отряда исламского движения был переброшен из Таджикистана в Афганистан. Арестовали его лишь во время контртеррористической операции, проводимой блоком НАТО. Пока шло следствие, Вахитов в числе еще 7 россиян находился на американской военной базе “Гуантанамо”, потом - в СИЗО “Белый лебедь” в Пятигорске. Сейчас он на свободе - срок давности по его преступлениям уже истек.
Там же, в лагере “Кавказ”, учился еще один челнинец, житель 17-го комплекса поселка ЗЯБ Ильгам Гумеров (мусульманское имя Абдул-Азиз).Он воевал в отряде полевого командира Зубайра. А весной 2000-го года Гумерова с еще двумя жителями Татарстана задержали в Кисловодске. Во время допросов он признался, что направлялся в Набережные Челны с заданием осесть и готовиться к приему представителей Хаттаба для совершения терактов на территории Татарстана. В планы входили взрывы железнодорожного вокзала в Агрызе, войсковой части в поселке Новый, вертолетного завода в Казани. Но уголовное дело тогда закрыли: Гумеров заявил,что показания давал под давлением, и был освобожден.
Именно он впоследствии и стал идейным вдохновителем и организатором нового “Исламского джамаата” - с дислокацией непосредственно в Набережных Челнах. Он собрал своих бывших последователей, привлек молодых мусульман. Мечеть они практически не посещали. Собирались либо на квартирах, либо на лесных полянках. Философствовали о том, что можно переселиться и жить отдельной общиной, о том, что надо вести джихад (войну с неверными) и строить свое, исламское государство. Один из активистов, житель Елабуги Данил Габдулхаков, настаивал на том, что джихад надо начинать именно здесь, в Татарстане. И к нему начали прислушиваться...
Сотрудники спецслужб уверены: причина того, что до 2003 года “Джамаат” не шел дальше теоретических рассуждений - отсутствие финансирования. После вовлечения в его ряды предпринимателей деньги появились. Тогда же Абдул-Азиз (Гумеров) познакомился с Нафисом Калимуллиным. Этот человек - в прошлом депутат, активист ТОЦ, ныне собрал вокруг себя группу молодых мусульман, которые присягнули ему на верность. Он стал их амиром и, прикрыв бандитские задумки религиозными обрядами, начал запасаться оружием и обучать молодежь стрелковому делу. Когда Калимуллин познакомился с Гумеровым, фактически объединились два джамаата. Они не “светились”, жили на съемных квартирах, собирались в лесу. Стрелять ездили в Азнакаево.
Человек же, который в глазах челнинцев стал главным и самым пугающим персонажем джихада - Хафиз Раззаков (последнее мусульманское имя - Хасан. Именно он убил 9 человек в Боровецком лесу) - в число лидеров “Джамаата” никогда не входил. В 90-е годы он работал старшим сержантом милиции в Набережных Челнах. Потом прошел спецподготовку в лагере Хаттаба, стал специалистом по минно-взрывному делу. Именно он был последним неустановленным участником похищения сына Якова Геллера.
Тогда Раззакова звали Абдул-Ахат. Это он схватил Анатолия и запихнул его в машину. Один из его братьев - Хайрулла - тоже принимал участие в начальной стадии подготовки этого похищения. Но его уже не осудишь - он погиб в Чечне.
Убивать в Боровецком лесу Раззаков начал потому, что боялся потерять навык, хотел попрактиковаться на живых мишенях. Жертвами выбрал парочки, ездившие отдыхать за город. Убивал по пятницам. Оправдывал себя тем, что наказывает за прелюбодеяния. Но потом вошел во вкус, убил подростка-скаута, свою знакомую.
В разработку спецслужб “Исламский джамаат” попал давно, еще когда члены этой якобы религиозной организации начали ездить на разборки с местными бандитами. Одна из самых громких разборок случилась на вокзале. Бандиты тогда спасовали и отдали часть зоны своего влияния - междугородние такси. В то же время было сделано несколько попыток вовлечь в “Джамаат” членов молодежных преступных группировок. Некоторые из тех, кого сейчас судят в Казани (например, Ильшат Шарафуллин (мусульманское имя Абдулла) - как раз бывшие активисты челнинских молодежных ОПГ.
В 2003 году “Исламский джамаат” начал оборудовать собственный лагерь в лесах Башкирии. Выбрали место, заложили блиндаж, неподалеку сделали схроны с оружием. Во время следствия блиндаж нашли. В нем были запасы продуктов минимум на месяц. А вот поиски схронов оказались безуспешными, хотя следственная группа дважды прочесывала весь лес.
Оружие попало в руки милиционеров лишь осенью 2007-го, когда при попытке к бегству были задержаны последние члены “Джамаата” Данил Габдулхаков и Венер Хазетдинов. Они вместе с женами пытались пересечь границу Башкирии, опустошив перед этим лесные схроны. Их заметили и попытались остановить. Они открыли огонь. Два егеря, участковый и его помощник погибли на месте. Если бы последние 2 года не шло следствие и активисты “Исламского джамаата” не сидели бы в камерах, кровь продолжала бы течь рекой. В их планах было устроить теракт во время празднования 1000-летия Казани. Уже были заготовлены автоматы, гранаты, большое количество пластида. Вынашивались идеи нападения на инкассаторов - с целью пополнения финансовых средств. У Раззакова после задержания нашли новейшие чертежи взрывных устройств.
Есть версия о том, что они собирались взорвать “Нижнекамскнефтехим” и направить газовое облако на город. Во время следствия у них изъяли противогазы, но других доказательств серьезности намерений не нашли. Гораздо большей опасности подвергались другие объекты - например, трубопроводы и электросети в Елабуге. Взрывное устройство обнаружили под линией электропередач неподалеку от города. Заложил его туда Ильсур Хайруллин (мусульманское имя Муса). В 2004 года он создал параллельный джамаат, который должен был действовать в случае задержания основной группы. На его совести 6 удавшихся и 5 неудавшихся терактов. Но и он уже задержан и осужден на 17 лет.
Пока неизвестно, какие сроки получат его подельники. Ясно одно: раз присяжные сказали: “Виновны”, в ближайшие годы никто из “джамаатовцев” на свободу не выйдет...
Елена МОИСЕЕНКО
вот мусора придумали сказку, а члены лтд как всегда тиражирует их пропогану
Мусор у тебя в голове
Ну вот мусоров уже начало задевать. не обижайся. пойдёшь на работу, оторвёшся на ком-нидь, если ты опер, побйёшь, попытаешь, а потом после работы пивку. если ты продольный, закроешь кормушки зекам. если ты внештатник - напишешь донос на соседа-мусульманина, и тебе дадут 8 тыс. в месяц, если хорошо доносишь. не обижайся.
К милиции не имею никакого отношения и к мусальманам негатива не испытываю. А вот недалёких людей просто не выношу. не обижайся
далёких людей тоже выносить трудно.