Ошибка
Операция выполнена успешно
Тема номера
Секретная служба
2008-09-24 07:30:20
Бежевые стены и коричневый диван: стандартная квартирка в старой пятиэтажке. В комнате темновато – лампа слабо светит, и несколько человек.
«У нас у всех есть псевдонимы, которые неизвестны даже родным, - предупреждает руководитель команды. - Ни псевдоним, ни тем более настоящее имя называть нельзя. О фотографии в газету и речь идти не может». Также нельзя сказать, где именно квартира. Максимум информации, которую можно выдать – в Новом городе.
В обстановке секретности работает городской телефон доверия. Мои собеседники – консультанты этой службы. Можно выслушать подругу, утешить родных, стать жилеткой для близкого. Но служить сосудом для принятия всех проблем человечества кажется непосильной задачей. Особенно, как бы цинично это ни звучало, за зарплату бюджетника - на антидепрессанты уйдет больше. Поэтому кажется, что консультанты – люди особенные. Нечто между дипломатом и разведчиком: железные нервы, стальная воля. Но передо мной четверо самых обычных людей: парень, девушка, молодая женщина и их босс. Они каждый день выслушивают самоубийц, изнасилованных, брошенных, одиноких людей. Как они с этим живут? Как вынести страшные психологические нагрузки? Как не возненавидеть человечество? Кто эти люди, останавливающие самоубийц? Раз имена и псевдонимы засекречены, назовем их А,Б, В и Г. Это высококлассные специалисты.
- Зачем такая конспирация?
А: Псевдоним – для личной безопасности. Человек меняет имя, Катя становится консультантом Мариной. Плюс это своеобразный момент психологической защиты. Человек приходит, надевает халат - он врач. Снимает - он мама, папа. Псевдоним - то же самое. Все проблемы, связанные с этим именем, он оставляет здесь и не выносит за порог этого помещения.
- Что самое страшное для новичка?
А: Самое тревожное – поднять трубку. При личном приеме ты знаешь, кто придет, какого возраста, можешь настроиться. А тут – полная неизвестность. Там, на линии, может оказаться кто угодно.
Г: Я бывало, звонила ночью руководителю, советовалась, как поступить.
- Самое тяжелое, наверное, работа с самоубийцами?
В: Есть случаи тяжелее, чем суицид. Я помню звонок старика, он не мог ходить, соседи ему отказали, надоел им, видимо. Близких нет, лекарства кончаются, выйти не может, совершенно беспомощный, он позвонил нам. Первый порыв какой? Пойти и помочь, купить старику лекарства. А нам нельзя вступать в личные контакты ни при каких обстоятельствах. Единственное - мы можем подключить социальные службы.
Б: Самый тяжелое - текущий суицид. Человек выпил таблетки и звонит нам. Или режет вены, сидит в ванне и рассказывает, как из них вытекает кровь
- И что тогда делать? У вас есть определитель номера для таких случаев?
Б: Определителя нет, мы ничего не сможем сделать. Был случай, когда поведение звонящего угрожало жизни других людей. И консультант убедил звонящего не только выдать, где он, но и открыть дверь милиции.
- И, получается, консультант слушает про вскрытые вены, а потом идет домой и жарит котлеты? или на свидание? Как возвращаться в обычную жизнь?
Б: Есть такой метод - когда приходит следующая смена, рассказывать, что и как. Дождался свежего человека, проговорил все произошедшее, выплеснул. Потом, уходя, снимаешь всю одежду и обувь, оставляешь здесь, и становишься другим человеком. Надеваешь все другое. Это наработано. Мы даже заметили, когда сидим в рабочей одежде - разговариваем о работе, в обычной одежде говорим о личном.
Г: У меня есть аромалампа, я ее зажигаю, масло мандарина обладает успокаивающим действием. Еще у меня есть талисман.
В: Сую голову под холодную воду, когда мозги начинают кипеть. Вообще, когда мозги ускоряют движение, ускоряется и другое движение. Бывают звонки, когда невозможно сидеть, люди кричат, и ты ходишь с трубкой туда-сюда. Реакция тела.
- А нельзя научиться не реагировать?
А: Нельзя. Те, кто “перегорает”, уходят.
- Значит, срывы случаются?
А: Вы дома кричите? Мы тоже кричим. Но разница между мной и вами в том, что я знаю, когда остановиться. Я знаю, как сделать, чтобы дети не страдали от твоих эмоций: сразу же подойти, спуститься на их уровень, извиниться. У нас нормальные человеческие реакции, у нас бывают клиенты, от которых устаешь морально. Ты в него вкладываешь душу, а он не собирается ничего делать. Есть такие, которых мы называем “да, но”. У них на все есть отговорка: «да, это правильно, но у меня голова болит, я пока полежу», «да, я могу пойти, но мне ведь откажут…» И когда кладешь трубку, можно сказать, что ты думаешь об этом - пусть даже ярко, резко. У нас существует «невыносимая тетрадь», в названии которой два смысла – во-первых, ее нельзя вынести отсюда, во-вторых, в ней «невыносимые» мысли, которые больше нигде нельзя высказать. Туда писали все что угодно, и рисовали.
- Проблемы у людей меняются?
А: Проблемы из года в год одни и те же. Раньше было много обращений по игровой зависимости, сейчас ситуация изменилась. Летом это заболевания, передающиеся половым путем, ранняя беременность. Дальше проблема суицида, одиночества. Проблема одиночества очень помолодела, начинается уже со школьного возраста.
В: Ей 12 лет, а парня иметь хочется
А: Даже дети обращаются: благополучная семья, ребенок один, родители на работе, дружить с детьми запрещают, даже животное не разрешают завести. О каком взаимопонимании с родителями может идти речь…
В: Есть клиенты, которые запоминаются. Мне звонила девочка 8 лет: с мамой нет нормальных отношений, только ругань и скандалы. Ребенок ждет, когда ты придешь на смену, чтобы хоть с кем-то поговорить.
- Знакомые идут к вам жаловаться на свои проблемы?
Г: Меня воспринимают как подругу, а не как консультанта.
А: И потом, мы не трубим о своей работе. Говорим, что работаем в управлении по делам молодежи. Кем? Психологом.
- А если у консультанта свои личные проблемы, как помогать другим?
Б: Когда нет сил, настроения, понимаешь, что не сможешь сегодня работать, можно попросить тебя подменить, это нормально.
- Есть очень популярные консультанты, или консультанты со своими «поклонниками»?
А: Когда появляется новичок, он сразу становится самым востребованным консультантом. Новенькие еще не знают постоянных клиентов, и те на них просто «нападают», ведь новенькие очень живо реагируют на их рассказы, которые «старички» уже знают наизусть. Ну и бархатным голосом нашего В. девушки бывают очарованы.
- Влюбляются?
В: Надо пресекать все романтические настроения сразу же. Бывают, когда просто звонят и предлагают приехать.
С консультантами интересно и - весело. В говорит, что всегда мечтал помогать людям и даже поступал в мед, Г – что ощущает себя нужной людям, Б – что обожает свою работу, иначе что бы она делала здесь 16 лет?
- Да у вас тут коллектив оптимистов!
А: Мы все оптимисты. И без чувства юмора у нас нельзя. Ощущение, что это клан, не покидает. Более того, появляется желание стать работником телефона доверия - настоящий энтузиазм всегда заразителен. И эта таинственность.
- Всё хотела спросить - а полумрак-то зачем? Без света работать лучше?
- Лампочка перегорела. Поменять надо.
Анжелика АКУЕВА, akueva@chelnyltd.ru
Дай бог им терпения, такое не каждому дано!
да уж...