Ошибка
Операция выполнена успешно
Тема номера
Как горел «КАМАЗ»
2010-07-13 22:19:28
Начнем с главного потрясения за всю историю нашего города. Пожара на «движках». Ущерб от него составил больше 350 миллиардов рублей. Чтобы величина суммы была понятней, соотнесем ее с годовым бюджетом полумиллионных городов тех лет. Нормальным считался бюджет в 2 миллиарда. То есть на сгоревшие деньги целый год безбедно могло бы жить 175 городов-полумиллионников.
Пожар на заводе двигателей поделил историю Челнов на два периода – «до» и «после». Первый – шумный, счастливый и пафосный (всесоюзная стройка, юбилейные «КамАЗы», телекамеры). Второй - тихий и трудный: безработица, задержка зарплаты, бартер, талоны, а (при мэре Рафгате Алтынбаеве) еще и холодная война между городом и заводом. И море слухов, потому что высокие руководители редко и неохотно комментировали происходящее. К тому же, большинство местных газет тогда временно не имело возможности выходить, потому что сгорела и типография – она тоже располагалась на «движках».
Сразу после учений
«Движки» вспыхнули 14 апреля 1993 года в 19.05 - во время обеденного перерыва второй смены. Все началось с возгорания на электрической подстанции. Затем в трансформаторном блоке произошел взрыв. Столб огня через вентиляционные каналы попал на покрытую гудроном крышу, которая тут же вспыхнула. Огонь достигал 100 метров в высоту. Прибывшие пожарные мгновенно попасть на территорию не смогли: когда начался пожар, электричество отключилось, а ворота в корпус были с электроподъемником. Поднимать и держать ворота (чтобы проехали машины) пришлось вручную и с помощью электрокаров. По иронии судьбы, в тот же день (в 14 часов) на заводе прошли учения по пожарной безопасности, и их результаты признали успешными.
Все оцеплено
Местные журналисты и фотографы сразу попытались пробраться ближе к заводу. Но туда никого не пускали, даже многих камазовских руководителей. В 5 утра самолетом из Москвы прилетели представители центральной прессы. Для них исключения тоже не сделали. Президент акционерного общества Николай Бех от контактов с журналистами воздерживался. Позже нам выдали пресс-релизы, где сообщалось, что «в течение двух часов пожар удалось локализовать».
Хотя, по словам очевидцев, пожар продолжался больше 5 часов, пока не сгорело все, что могло гореть. Кровля на территории около 200 тысяч квадратных метров обрушилась, завод превратился в груду покореженных в огне металлоконструкций. И даже после этого еще продолжались локальные возгорания машинного масла в технологических ходах, расположенных под землей.
Версии
Дефицит информации породил народную версию причин пожара («сами подожгли, чтобы скрыть следы хищений» и националистическую («сами подожгли, чтобы «КАМАЗ» отошел к России»).
24 апреля Николай Бех, наконец, провел пресс-конференцию, где обнародовал программу восстановления «КАМАЗА» и заявил, что принятые меры исключают остановку главного конвейера.
Тут же он назвал кощунством попытки ряда местных национал-радикальных организаций представить дело таким образом, будто «чуть ли не я сам вместе с директором завода двигателей устроили пожар, чтобы на его гребне перейти под юрисдикцию России».
Истинные причины пожара выясняла специально созданная комиссия, которая пришла к выводу – произошло короткое замыкание.
Позже в интервью нашей газете Анатолий Васильев (тогда заместитель главы городской администрации, заместитель председателя городской комиссии по ЧС, директор КУП «Горсвет») рассказал: «Я был независимым лицом, проводившим там расследование. О случившемся знаю четко, до мелочей. На головных подстанциях (где 110 тысяч вольт) обязательно должен быть дежурный персонал. Автоматика должна дублироваться человеком.
А там человека не было. Была экономия на кадрах, на герметизации. На надежности экономить нельзя – потеряешь намного больше. Так и случилось. Во время короткого замыкания у них сгорели все контрольные кабели и кабели дистанционного управления. Все – защита аннулирована, все горит. А кто может сделать все вручную – того нет. Если автоматика нарушилась, а человека нет – все. А была бы там дежурная, она бы одним огнетушителем могла потушить этот пожар».
Последствия
В те годы грузовики раскупались быстро, продукция на складах не залеживалась. Поэтому готовых двигателей - для комплектации ими автомобилей – после пожара было лишь на два дня. А дальше - «выпадение» из производственной цепочки целого завода обессмысливало работу всех остальных. Но Николай Бех заявил: «Сейчас существует две принципиальных задачи: сохранить рабочие места не только для 150 тысяч работников «КАМАЗа», но и для 500 тысяч рабочих предприятий-поставщиков».
Значительная часть сгоревшего оборудования «движков» восстановлению не подлежала. А заменить его в короткий срок было невозможно: многие станки и линии были уникальны, их делали в 1972-73 годах специально на заказ в Германии, США, Италии, многих республиках СССР.
В ход пошли разные варианты: в Челны везли двигатели Ярославского моторного завода (аналогичные камазовским, но требующие небольшой переделки), моторы американской фирмы Cummins, с которой «КАМАЗ» за два года до пожара организовал совместное предприятие. «КАМАЗ» заявил и о намерении начать собственное производство принципиально новых моделей двигателей.
Уже через много лет Иван Костин (пришедший к руководству «КАМАЗом» после Николая Беха) назвал послепожарные годы «страшными»: «С августа 1993 по январь 2001 (за 7 с лишним лет) мы выпустили немногим более 123 тысяч автомобилей. При этом каждый автомобиль завод выпускал себе в убыток, продавая его дешевле себестоимости.
Сравните с благополучным 1988 годом, когда за один год на «КАМАЗе» было собрано 126 тысяч грузовиков!»
Это были трудные годы для всего города: задержка зарплаты, часть зарплаты – талонами (на которые трудно было достать что-то существенное), страх попасть под сокращение. Жилье тогда вообще перестали строить.
Жертвы
Сразу после пожара поползли слухи о жертвах. Якобы кто-то видел, что кого-то выносили из подвала. Предположить, на самом деле, можно было и самое страшное: хоть и было 7 вечера, «движки» тогда работали в две смены, и на заводе в это время было 4 тысячи человек. К счастью, все произошло в обеденный перерыв.
На первой после пожара пресс-конференции Николай Бех ответил на вопросы журналистов: «Жертв нет; 4 тысячи человек, которые находились в главном корпусе в момент возникновения пожара, удалось вывести по подземным туннелям». Но на всякий случай руководство «КАМАЗа» все же ежедневно запрашивало в городском УВД сводки о пропавших без вести.
В те годы патолого-анатомическое отделение БСМП возглавлял Ахнаф Файзуллин. Он и сейчас работает там же и в той же должности заведующего. «Нет, ничего такого не было, - сказал он нашему корреспонденту. - Трупы разве спрячешь? Мы бы все видели».
«Как здоровья ждать?»
Много ходило разговоров и о том, что при пожаре выделялись вредные вещества, что повлияло на здоровье челнинцев. Якобы после этого стало больше «онкологии». Желающие съехаться-разъехаться годами не могли выбраться из окраинных комплексов, «смотрящих» на заводы – никто не хотел туда переезжать.
Уже через 10 лет после эпопеи с «движками» мы спросили у приезжавшего в Челны Камиля Зыятдинова (тогдашнего министра здравоохранения Татарстана), как республиканские специалисты оценивают состояние здоровья челнинцев, и повлиял ли на него пожар.
«Тогда Челны были самым проблемным городом, - ответил министр. - Сам по себе пожар как экологическая катастрофа особой роли не сыграл. Но вы же такой стресс пережили – экономический и социальный. Вы же без зарплаты по 6 месяцев жили. Как здоровья ждать? Стресс обязательно сказывается на всех заболеваниях, в том числе и на онкологических».
Ольга КОЛЕСНИКОВА, kolesnikova@chelnyltd.ru
Фотографии предоставлены Музеем истории г. Набережные челны (МАУК)
и к чему интересно вспомнили события 20 летней давности!? молодёжь уже давно забыла про этот пожар...
а версия про воровство естественно не подтвердится-глупо надеяться на обратное со временем...
Точно! разве кто нить признаеЦа что воровал))) Статья тоже не понимаю к чему вообще написана... Но помню как горели "движки"... из окна наблюдал весь вечер... даже утром, собираясь в школу видел как достаточно сильно всё дымило. А потом начались разборы развалов даже вертолетами... А потом и сам начал работать на "движках"... только совсем небольшая часть всей территории цехов была востановлена... а остальное так и стояло с голыми стенами, без окон, станков и рабочих...
Просто тема пожара очень актуалная в этом сезоне, вот редакторам больше ничего в голову и не лезет
Да уж, Великая газетёнка Челны ЛТД вместо того, чтобы отвлечь горожан от "Кочующего пожара" наоборот подогревает интерес! Спрашивается - зачем???
Мало вам пожаров за полгода???
Да и статья какая то левая, где воспоминания очевидцев? Где свидетельства рабочих в ту смену??? Будто заказ какой то...
молодёжь не то что забыла, она и не знает о пожаре )
пусть читают и знают историю КАМАЗа
Срок давности вышел вот и вспомнели
хорошая статья, страшно вспоминать... у власти и руководства нет и не было мозгов, а страдали мы... высококвалифицированные инженеры с высшим образованием перебивались как бомжи...
Мне тоже статья понравилась,действительно в то время было очень страшно........, а еще страшнее от того ,что по сей день вылести Камаз не можит, и до сих пор люди работающие на заводе мягко говоря не очень хорошо живут.
Правда ли, что утеплителем покрытия кровли был пенополистирол, тот же материал, что и в "Храмой Лошади" ночного клуба г.Перми? Этот материал и сейчас очень популярен, применяют где только можно, в том числе и на жилье.
..."а (при мэре Рафгате Алтынбаеве) еще и холодная война между городом и заводом...."
Что этим хотела сказать колесникова? Что Алтынбаев был плохим мэром? Да Алтынбаев лучше всех городских руководителей вместе взятых. Он по крайней мере в "банде не состоит" и не пляшет ни под чью дудку!...
ну то, что он в банде не состоял-это вопрос спорный...
зато он состоял в секте Хаббарда и всех руководителей того времени заставлял принять это учение под угрозой увольнения!
Колесникова однобоко подоршла к вопросу Алтынбаева! Показала его как главаря какойто банды, который принимает откаты и сдаёт Камазы с завода партиями для ОПГ.
Нормальный был мэр, почти как Халиков.
как это нормальный? я сам лично на новом году от него на ёлке у мэрии слышал:- "такой праздник...ля-ля-ля... я считаю что лучше не получить зарплату, но погулять от души... ля-ля-ля!!!" и это нормальный руководитель?
То есть Вы хотите сказать, что мэр виноват в том, что неплатили зарплату? Мэр тут совсем нипричём! Если уж руководство Камаза и Реуспубликанские верхи ничего сделкать не могли, то Алтынбаев уж подавно не мог.
Но в данном случае он правильно поступал, что устраивал шикарнейшие праздники на Новый год, Сабантуй, день Республики. Всё равно деньги потраченные на организацию праздников не спасли бы ситуацию с задержкой зарплаты. Так что мэр был нормальный.
как раз зарплата бюджетникам и проходит через администрацию города, вот как раз на эти деньги и устраивались пирушки, а люди без зарплаты сидели, зато пожрали и бухнули
Да все хороши,и тот же г-н Халиков.Не многие знают про веселые банкеты,которые он устраивал,с девочками,попойками и т.д.Сейчас в Казани наверное масштаб изменился.Да и остальное городское руководство тоже не отстает...з
Власть -"Мы стали жить хорошо" Народ -"Мы за вас рады" (опубликовано через Mail.Ru Агент)
Заеб*** уже хронограф вести!
Эта тема итак уже выжата до последней капли!
На главную страницу уже и разместить нечего??????
не говорите...
написали бы лучше про легализацию наркотиков под названием " соль для ванн", как молодёжь покупая в обычных ларьках странный порошок, вводит его в вену и становятся нариками, как продавщицы продают эту дурь и траву для курева для 15 летних малолеток, как менты проходят мимо и делают вид, что ничего не замачают!!!!!!!!!!!!!
ВОТ ПРО ЭТО ПИШИТЕ.
Поддерживаю! А ещё, что прямо под носом у мэрии -(остановка центр), игроманы продолжают играть и проигрывать крупные деньги!!!! Ни администрация, ни милиция делают вид, что не видят, и ничего не знают.
А пойду-ка я с видеокамерой, и куда надо отправлю сюжетик, чтобы властьимущим неповадно было.
У нас в комплексе целых четыре точки! (45 к-с).
1 точка - рынок Джавдат, интернет-кафе "888"
2 - клуб Мельница (в прошлом кафе "Армения/Шанхай"
3 - интернет-кафе (в прошлом пив-бар "Во брат"
3 - маленькая шарашка с тонированными окнами, в том же вышеупомянутом клубе "Мельница"
Но наши чиновники, утверждают, что таких интернет-кафе в городе нет! Видимо у народа просто глюки.........
О, спасибо, пойду затарюсь.
Юленька, вы слепая, пожалуй. Про это везде уже где можно написано и по местному ТВ разжевано. Такая же унылая тема была бы, как и эта.
соль для ванн вводят в вену одни дэбилы! у меня жена принимает ванну с солью и балдеет. а если наркоши уксус в вены начнут вводить , тогда что? уксус запретить? Мне очень жаль их родителей и очень хочется чтоб в их истории все сложилось благополучно.
Пожарники которые туда выехали говорят что охрана/милиция на территорию не пускала пожарные автомобили.
Так что дело тёмное и хорошо спланированное.
Уважаемая редакция. Возможно стоит обратить действительно на игровые клубы потому что они растут как грибы возле 1 го комплекса на каждом шагу я лично больше 10 видел. Почему все продолжает работать? Неужели все в доле?
ну в 20 метрах от офиса редакции игровой клуб находится и что?
а я вообще один раз по вывескам искал где можно денег на телефон закинуть, оказалось что под вывесками деньги можно закинуть только в казино
а ты в евросеть иди, или в связной-там вообще без комиссии
ЮльЯ, может встретимся, покажешь, научишь меня этому делу, а то я какой то неумёха....
разговор глухого с немым)))
А прикиньте, читал свежую статью на рамблере про Камаз, так там было написано что средняя зарплата на заводе 16тыщ...что правда? а то тут многие камазовцы жалуются на совсем уж копеечные зарплаты...
Конешно правда, разве не знаешь как расчитываеться средняя зарплата. Берется зарплата директоров складываеться с простыми работягами и выводиться средний. Только за счет зарплаты Кагогина по моим расчетам он получает несколько млн. руб. средняя зарплата рабочих увеличивваеться на 100руб примерно. Ну вот теперь прикинь сколько на Камазе таких директоров вот тебе и будет средняя 16 т.р.
У меня отец работал инженером на движках. Помню пришел с работы и сказал: все, завод двигателей сгорел и не известно, что будет дальше.
Скажите, а есть ли видео этого пожара где-нибудь в инете? Очень интересно было бы посмотреть, ибо я о пожаре знаю только из новостей того времени. Первый канал особенно хорошо показывал тогда это событие.
Да, тоже хотелось бы посмотреть и почитать реальные факты того времени. может кто владеет какой-нибудь информацией?
У меня отец работал электриком на движках. Знал всю систему противоаварийную назубок. Он сказал тогда, что не могло ничего взорваться само. Что там трехуровневая защита по превышению тока и что ее однозначно отключили. А у друга мать в отделе на движках работала. Так он сказала что перед пожаром заходил мужик и настоятельно рекомендовал всем покинуть кабинеты.
А вообще, пожар был вызван возможной проверкой хищений на заводе. А так как хищений было так много, что боссам ничего не оставалось делать как зажигать )
Друг рассказывал,у него знакомый работал на движках,испытывл двигатели,по нескольку раз приходили двигателя с одинаковыми номерами....,комментарии излишни.
Возгорание в самой подстанции наверное считать глупо, там стоит защита автоматы просто так на подстанцию не попадешь.За оборудованием следит специльная оперативно-ремонтная служба.Если даже возгорание произодет на подстанции ,то есть и другие подстанции и ворот для проезда много.Главная подстанция ГПП всегда под наблюдением диспечерской службы и это глупо говорить, что там никого небыло.Надо выяснить на какой именно подстанции это произошло но наверное такую bajhvfwb. нам никто не покажет
Такого просто не может быть чтобы на ГПП не кого небыло это противоречит Правилам техники безопасности.Там всегда есть человек как его там не оказалось когда он всегда там сидит и причем неодин.
Ворота можно подымать и без электричества через специальный подъемник
сёдня услышала от одной знакомой, что после пожара на движках люди от голода и безвыходности кидались в рабочие котлованы и их там насмерть передавливало...
вот почему об этом не написали!?
Неужели вы думаете что ипугавшись ревизоров мы сожгли завод ? Это же смешно ! Ревизоров сжечь было бы проще ...
Тогда в чем дело- то было?
на сгоревшие деньги целый год безбедно могло бы жить 175 городов-полумиллионников- под пожар можно списать какие угодно суммы
Будучи пацанами лазали по свалке ЗРД. Было очень много сгоревшего оборудования. НО!! примерно половина из того, что там было свалено в кучу, новые импортные станки в масле и бумаге. Все грузилось в ж/д вагоны и уходило на металлолом.
НЕт молодёж не забыла иа помнит просто очень боиться вспоминать
жертвы были!!! люди из горящих помещений выбегали без конечностей и голов!!! кто ж вам об этом скажет? никто из руководства,в то время,не хотел терять тёплое местечко! трупы вывозили Камазами! а потом увольняли задним числом! нет человека-нет проблем! вот и вся их логика!