Ошибка
Операция выполнена успешно
Общество
Родители-душители
2009-12-22 22:54:47
Весной учебу в школах закончат 3144 одиннадцатиклассника. И будут решать, куда поступать. 4980 школьников окончат 9-й класс. И тоже задумаются, как быть дальше. Можно прикинуться щепкой и ждать, куда вынесет. Но случайно в счастливую бухту может занести от силы пару человек. Остальные могут долгие годы проваляться грудой мокрых щепок на забытом берегу. Город пока не может похвастаться налаженной профориентацией. Тем больше надо думать самим.
Детство
Психологи говорят, что профориентация ребенка должна начинаться рано. Когда дети начинают играть роль шофера, врача и т.д. Но ошибка родителей - зацикливание на первом интересе ребенка. Мальчику понравилось играть машинкой. Что делают папы-мамы? Покупают вторую, третью, пятнадцатую машинку. А что они должны делать? Рассказать ребенку о профессии шофера (раз первый выбор пал на нее), и день за днем продолжать рассказ о других профессиях, предлагать поиграть в них. Родитель должен показать ребенку как можно больше профессий. От кого еще он о них услышит?
Малыш пошел в школу. И тут начинает мешать наше стремление самим выстроить будущее ребенка, за него определить его будущую профессию и ВУЗ. Хотя наш долг - создать условия, чтобы ребенок стал самостоятельным и развил свои способности. А когда приходит время выбора, ваше чадо должно само принимать решения и видеть их результаты. Чтобы выбрать, ребенок должен попробовать многое. Как правило - кружки и секции. Чем больше их он «примерит» к себе, тем лучше. Но родителям не нравится, что ребенок «скачет» - несерьезно! Психологи учат: «Ребенок обязательно должен «поскакать» в школьном возрасте». Если вы не позволите ему сделать это в школьном возрасте, позже он начнет скакать из одного ВУЗа в другой».
Бывает и так: родителей пугает, что ребенок ничем не интересуется. А он из-за них такой - из-за папы и мамы, которые сами многого добились в жизни и к ребенку предъявляют завышенные требования. И ребенок, боясь испытать неудачу, не берется ни за какое дело. Надо подбадривать его. И давать многое пробовать, говоря, что не все получается с первого раза.
Школа
С созданием профильных классов ученики смогли распределиться по интересам. Профильное обучение помогает сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ, но вовсе не решает проблему профориентации. Беда - во многих семьях уверены: главное поступить в ВУЗ, а дальше все пойдет, как по маслу. И нет вопроса: «А куда он потом пойдет с этой специальностью?» По словам заместителя руководителя исполкома - начальника управления образования Рамиля Халимова, в этом году школы попытаются привлечь к профориентационной работе родителей. Мамы-папы - это врачи, программисты, продавцы, строители, юристы, дизайнеры и т. д. Каждый из них может рассказать, чем приходится заниматься, какие качества для этого нужны. И про зарплату.
Пока же вопросы школьников «А сколько получает бизнесмен?» говорят о том, что дети не знают о роли опыта и деловой хватки человека. «Молодежь страдает тем, что молодой специалист уже хочет работать только за большую зарплату, - говорит Рамиль Халимов. - Мы должны показать перспективу». По профориентации с выпускными классами работают и школьные психологи. Если кому-то нужна консультация, ребенок и родители могут обратиться к нему. Такие консультации у школьных психологов бесплатны.
Психологи
Основательные консультации по профориентации (уже платно) дают городские психологи. Они «пропускают» детей через программы, выявляющие их интересы, а также внутренние ресурсы и склонности к определенным профессиям. «Мы смотрим, как соотносится его «хочу» и «могу», - рассказывает психолог центра психолого-педагогической помощи «Диалог» Анна Нигматуллина.
Соотношение совпало - замечательно. Но, бывает, не совпадает. Склонности на одну профессию (ему это интересно), а способности нам выдают другую. Любит рисовать, но у него не получается. Или говорит, что любит общаться с людьми, но при этом стеснительный. Мы с ним это разбираем, прописываем с ребенком цель. Глубокое копание и разбивание на маленькие подцели помогает нам разобраться во всем. Приходим к выводу: вот это может остаться как хобби, а это должно стать профессией, потому что именно оно совпадает с главными интересами и поможет добиться главных целей.
Важно, чтобы родители не давили на ребенка в его выборе, ведь человек добивается успеха лишь в том, что ему интересно. Если ему насоветуют неинтересное, он будет избегать этого обучения. А если заставят отучиться, позже начнет искать причины, чтобы не работать по этой специальности. И идти нужно не туда, где легче, а туда, к чему есть способности».
ВУЗ
Поступив сюда, с первого курса задумывайтесь о будущем трудоустройстве. Пытайтесь устроиться на любую работу по профилю - хоть на временную, хоть за крошечную зарплату. Вы получите опыт, с которым потом будет проще попасть туда, куда вам хочется. В центре «Диалог» считают, что остро назрела необходимость вводить в вузах производственную практику уже с 1-го курса.
Нужны перемены
«У нас всегда в первую очередь будут нужны инженерные и рабочие профессии», - говорит Рамиль Халимов. И ничего не изменится, пока город будет оставаться спутником завода. Когда «КАМАЗ» выпускал 120 тысяч грузовиков в год и в городе не было безработицы, это еще многих устраивало. Но сегодня грузовиков выпускают в 3 раза меньше, а на бирже - тысячи безработных.
Президент Медведев заговорил о российской «силиконовой долине». Челны могли бы создать свою маленькую «силиконовую полянку», которая бы стала хорошим подспорьем для города. Помнится, и Ильдар Халиков несколько лет назад говорил о необходимости открыть у нас центр высоких технологий. А врачи? В городе их остро не хватает. Депутаты даже предлагают исполкому подготовить программу привлечения в Челны медиков из других городов. Привлекать их собираются квартирами. А почему не открыть в Челнах филиал солидного мединститута? Мы думаем, что у наших читателей найдутся и другие дельные предложения. Ждем Ваших писем.
Ольга КОЛЕСНИКОВА, kolesnikova@chelnyltd.ru
Не хватает врачей - откройте Вуз в Челнах. Обещали еще когда я школу заканчивала - в 94-95 г.г. так хотела быть врачом, но ближайший Вуз в Казани и туда едут тысячи - поступить на бюджет - все равно что... В общем предложение - лучших учеников из профильных мед. классов или мед. училища направлять в Вуз на бюджетной основе (поступать должны с рекомендацией от города - думаю надо такой вопрос решать на уровне МЭРов). Но с условием - мы помогаем поступить - вы потом не менее 5 лет отработаете в Челнах. Возродить, так сказать, опыт прошлых лет, когда например после учебы если не отработал по професии - диплом теряет квалификацию. То же самое и с учителями надо делать - отучился на бюджетной остнове в Пед. институте в Челнах - обязан отработать в родном городе не менее 5 лет по полученной специальности.
А у нас как получается сегодня? В мед. институт на бюджет поступишь только если связи есть, в пед. институт поступить проще - но отучиличь бесплатно, а работать по специальности не хотят. Где логика?
В мединститут и в пединститут можно было поступить только в том случае, если прошел серьёзный тест на профпригодность. И еще конкурсы были не слабые по результатам вступительных экзаменов. И характеристику нужно было предоставить. А в мединститут не принимали тех "блатных", у которых не было стажа работы, например, санитаром, медсестрой, медбратом и т.п. В пединституте тоже приветствовалось наличие стажа. Поэтому у нас были такие замечательные врачи и учителя. Отработка была. Но возвращаться к старому кому захочется? У человека всегда должна быть свобода выбора. Те специалисты, которые работают в более сложных условиях, должны получать за это материальную компенсацию. Благоустроенная квартира, пусть служебная, пусть её надо будет освободить при уходе с работы, но она должна быть. Городские власти наверняка имеют и полномочия, и обязанности, чтобы в городе было достаточно высококвалифицированных специалистов.
"Мальчику понравилось играть машинкой. Что делают папы-мамы? Покупают вторую, третью, пятнадцатую машинку. А что они должны делать? Рассказать ребенку о профессии шофера (раз первый выбор пал на нее), и день за днем продолжать рассказ о других профессиях, предлагать поиграть в них. Родитель должен показать ребенку как можно больше профессий. От кого еще он о них услышит?" Интересные, однако, мыслишки. То дитё не дитё, кому машинка не нравится. А машинки разные. Есть пожарные машинки, грузовики, самосвалы, экскаваторы, краны, полицейские, скорая помощь и множество иных. Вот так и расширяем представления ребенка о мире профессий. А вот с тем, что вся профориентация возложена на плечи родителей, соглашусь. Редко увидишь добротный отечественный фильм о современных профессиях, трудовых коллективах и т.д. На экранах наши дети видят представителей узкого круга профессий: президентов, охранников, бандитов, проституток, мошенников, грабителей, убийц, оборотней в погонах, олигархов, священников, артистов, стилистов.
Прихожу вечером домой, дочь, 4 года: "мам, а я хочу стать врачом". "Хорошо", говорю,-"только тебе придется хорошо учиться, а мне долго и много копить денег". "ладно, мам, буду учиться хорошо!". А на другой день "Мам, я хочу быть водителем" и т.д. Ребенок интересуется всем, играет в разные профессии дома, я рассказываю про все, что ее интересует и видит. Уже сейчас ходим в кружки.
Почему вы считаете, что от города нет целевых направлений в медвузы (а также, вероятно, и в другие)? Такая городская программа для "целевиков" всегда существовала. Им город даже платит стипендию. Но кто и как туда попадает? Догадываетесь? Это только в речах говорится о прозрачности бюджета, об открытости информации. Почему, думаете, все эти сайты городской администрации такие куцые? Почему повсеместно тормозится программа "электронного правительства" (о которой так ратует президент Медведев)? Потому что, если такое правительство создать, если всю информацию действительно обнародовать, то придётся все эти засекреченные (от народа-налогоплательщика) программы делать открытыми, видимыми... А ведь по этим программам эти стипендии и эти направления должны получать лучшие - на основе конкурса. Но получают дети (внуки ...) "своих людей". Но никто об этом не знает. Не знает никто и о том, что после окончания вузов они могут не отрабатывать эти 5 лет, возвращая затраченные на них деньги. Они отправляются туда, куда хотят. А порой даже и не работают по специальности. Отчёта же нет, все же засекречено, закрыто.
Не верите? Спросите мэра на очередной встрече. Напишите запрос депутату. Пусть опубликуют отчёт о затратах горбюджета на этих "целевиков" за последние лет пять-семь (последний год, может, эту программу подсократили) и о том, где и как тз них работает, пофамильно.
Знаете ли вы, что такая программа (с финансированием из республиканского бюджета) существует даже на републиканском уровне. По ней направляют учиться в зарубежные вузы. Запросите депутов от города, которые сидят в Госсовете. Только пусть все отвечают письменно, а не по телефону.
И есть программа стажировки выпускников вузов за рубежом (но о ней можно найти инфу в Интернете).
Василий Иванович еще не всё написал. Дал, так сказать, лишь общий контур. Я приведу конкретный пример в тему. Есть молодой парень, учится на юриста, заканчивает учебу в следующем году. Но где и кем он будет работать, он уже знает. Его, студента 4 курса, якобы по результатам конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы и постановку в кадровый резерв для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной .....службы,
состоявшегося летом 2009 года уже утвердили на ответственную должность. Прадед, дед этого студента -юриста были коммунистами, партийными деятелями. Отец служил себе тихонько в МВД, мать была секретарем райкома ВЛКСМ, затем замом руководителя администрации города. Всё передается по наследству, господа. И власть - тоже.
Что челны диплом получили за открытость сайта администрации города. Ув.журналисты, так ли это?
Челнинцу. В городе много безработных юристов, особенно молодых. Укажите свой реальный адрес и предложите кому-нибудь этот конкурс оспорить. С использованием прокуратуры (в том числе - республиканской), средств массовой информации, в общем по полной программе. Существуют ведь разные структуры, предметом интереса которых являются подобные дела, например Федеральная антимонопольная служба. Свои права ведь нужно защищать. Иначе никогда не получить хорошей работы. Если это делать неудобно вам, то этим могут заняться те, кому терять нечего, в том числе, например, пенсионеры. Вообще ситуация странная - юристов полно, но они даже свои права не хотят защищать.
По поводу грамоты за сайт... Такие грамоты дают, как правило, за участие в конкурсах. Но конкурсы ведь субъективны. И проводить их могут самые разные организации, преследующие свои цели, иногда даже нужно оплачивать так называемый оргвзнос (который и может быть истинной целью конкурса). Ещё большой недостаток таких конкурсов - их оценивают не по сути, по содержанию, а по дизайну. Т.е. судьями являются веб-дизайнеры, программисты. Они ничего не понимают и даже не интересуются такими понятиями как гражданственность, открытость, доступность информации и чиновников, полнота этой информации и т.п. Им легко "лапшу на уши навешать", ведь участники конкурсов прилагают ещё и некое описание сайта. А оно может быть самым пространным. Челнинский же городской же сайт такой путаный, что разбираться (и разобраться) в нём просто не станут и невозможно. Например, там многое дублируется (но нет ни одного адреса ни одного управления или отдела), информация устарела, не обновляется и вообще недостоверна. Этот сайт сделан для отчёта (для галочки). Он не рабочий. И думаю, что это сделано сознательно. Впрочем, так повсеместно, послушайте только Медведева, что он говорит по этому поводу. Идивительны на этом фоне некоторые (и даже многие) татарстанские республиканские сайты, даже правительственные. И казанская мэрия в этом смысле в числе передовых в стране.
Уважаемый Василий Иванович. Никто не сунется оспаривать такие "конкурсы". Нет дураков. Жить хочется всем. И прокурорам тоже.
Для того чтобы поступить в ВУЗ, мало хорошо сдать экзамены. Экзамены нужно сдать лучше всех. Ведь с каждым годом все меньше и меньше бюджетных мест.
Все родители хотят, что бы их дети поступили ткда, куда они хотят. Но это невозможно, так как обучение очень дорогое и каждым годом становится все более дороже. А в медицинские вузы поступить на бюджетку практически невозможно. Сначало надо создать условия для того чтобы дети могли пуступить туда, куда хотят. И только потом писать о проблеме профориентации.
Челнинцу. Судя по вашему ответу, вижу, что как раз дураки есть. Запуганные и забитые, которые не могут найти такой способ оспаривания этого этого конкурса, чтобы и самим остаться в стороне, и организаторов и участников его подставить так, чтобы своей цели добиться.
Нику "Я". Все никогда не смогут поступить туда, куда хотят. И слава Богу, что это так. Иначе разведется ещё больше неумех. А условия ... Это, прежде всего, учёба в школе. И умные родители, которые и в хорошую школу устроят, и учёбой будут интересоваться (все годы, а не только в последнем классе). Всё это хорошо известно, никаких тут тайн и открытий нет - ведь есть же в городе победители всероссийских и республиканских олимпиад. Для них все институты открыты. Ну, а остальные пусть деньги готовят для платных мест (хотя, их лучше потратить на школьны учебники или на репетиторов по некоторым предметам).
ШКОЛА - фабрика производства «человекомассы»
Тысячи заботливых родителей и молодых преподавателей в нашей стране и по всему миру периодически поднимают вопрос о том, что школьная система образования нуждается в реформировании. Они аргументируют свою точку зрения массой претензий к школьной системе образования:
- Дескать, она не способствует формированию личности, и даже наоборот, - ведет к стиранию различий между детьми путем навязывания в школах одинаковой формы и модели поведения
- некоторые знания даются в школах не своевременно, а, если быть точным, - гораздо раньше, чем они в принципе могут быть усвоены детьми (например, роман Толстого «Война и мир»)
- система передачи знаний от преподавателей к детям работает не эффективно, и дети выходят из школы, так и не усвоив, что материков – 6, а океанов – 4
- уже сейчас говорят, что школа отнимает у детей слишком много времени и фактически лишает детей детства, а в будущем она будет отнимать еще больше времени, поскольку накопленный человечеством объем знаний неумолимо растет, и на его освоение требуются уже не годы, а десятилетия!
Но годы идут, и мало кто наверху прислушивается к претензиям снизу. Дети все так же носят школьную форму, синеют в безнадежных попытках понять Толстого и Достоевского, прогуливают уроки в туалете и выходят с дипломами, отражающими лучшее или худшее усвоение внутреннего строения инфузории туфельки, но абсолютно не способными жить в современном мире. Нам кажется, что все это – результат бюрократизма, лени или тупости министров образования, которые из года в год уже 50 лет утверждают остаревшие учебные планы. На самом же деле мы как всегда считаем себя умнее окружающих.
«Если вы видите, что система образования не ведет к поставленной перед нею цели и вас это беспокоит, - у вас есть выбор: считать людей, стоящих за этими процессами полными идиотами, или попытаться понять, какие цели могут преследоваться ими на самом деле...»
********
Из деятелей образования мало кто уже считает российскую школу передовой, разве только ностальгирующие носители коммунистической идеи ... Но изменить всё не просто... А пока мы имеем то, что имеем. И родителям хотя бы нужно выбирать хорошие - по нашим меркам, конечно, - школы. Других ведь нет. Нельзя финскую школу перенести к нам, и всех школьников туда отправить нельзя...
Василий Иванович, много в Ваших мыслях разумного. Но некоторые нюансы Вы упускаете из виду. Цитата: "Челнинцу. Судя по вашему ответу, вижу, что как раз дураки есть. Запуганные и забитые, которые не могут найти такой способ оспаривания этого этого конкурса, чтобы и самим остаться в стороне, и организаторов и участников его подставить так, чтобы своей цели добиться". А теперь подумайте, кто является организатором конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы и постановку в кадровый резерв для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ .....службы. Ну и какой молодой юрист ринется в бой? Кто предложит свою собственную кандидатуру, заранее зная, что будет отказано? Уверен, что такие конкурсы никак не могут быть прозрачными. В любом государстве.
Но телегу не ставят впереди лошади! Профориентация должна начаться с младенческих лет. Посмотрите: люди указывают в резюме 2-3 высших образования, приводят списками профессии, но на самом деле профессионалами не становятся. Это же пустая трата жизни! Что толку, что мужик работает слесарем, имея не один диплом, а один даже Бауманки? Не там и не на того он поступал и учился ведь! Однозначно - надо выбирать подходящую по своим способностям профессию, сферу деятельности, изучать сначала азы профессии, работать, а уж потом, убедившись в правильности выбора, учиться дальше. Переубедите меня.
Во-первых, я писал : "И самим в стороне остаться, и подставить организаторов конкурса...". Конечно, молодому юристу не стоит затевать эту свару (хотя где-нибудь в Европе, Америке или даже Москве он на этом деле мог бы себе имя сделать). Но у этого юриста (или юристов) нет друзей? Или друзей друзей? Или друзей-пенсионеров, которым уже никакая карьера не нужна? Это всё намеки ... Нет никаких других способов доведения до антимонопольной службы истории с этим конкурсом? Нет никаких сайтов? Даже уж Медведев предлагает ему писать. Это я всё навскидку... Неужели вы не читали про дворцовые интриги русских царей или французских королей? Там уж, кажется, все инструкции даны, как противника свалить и самим в стороне остаться. В конце концов - "на войне как на войне". Если эти люди, нисколько не стыдясь, используют все способы, чтобы остаться при кормушке, то вам-то что остается? С волками жить - по волчьи выть. Это не значит, конечно, что стоим им уподобляться, это значит: с ними нужно бороться их же методами. Они всё делают втихаря, так зачем же вам с открытым забралом, выпучив глаза на амбразуру бросаться? Почему вы боитесь хотя бы здесь назвать фамилии? И назвать этот конкурс? Ведь кто-нибудь обязательно и организаторам, и "победителю" начнёт задавать неудобные вопросы. Шепотки пойдут. А там, глядишь, и серьёзные структуры заинтересуются. Всего-то вы боитесь... А вы думаете, они не боятся? Губернаторов судят! Во Франции бывшего президента спустя десятилетие после его сомнительных делишек хотят судить! Если не начинать свои права отстаивать - даже такими способами, - так и будете всю жизнь на побегушках...
Проблема профориентации - действительно, одна из самых основных для человека. И для школы, которая обучает. Но профессий так много, что школа просто не может со всеми знакомить своих подопечных. А потом, где гарантия, что первоначальные увлечения потом не изменятся. И ошибки могут быть: думал, что пожарником интересно, а оказалось, что не столь интересно, сколь трудно... Но все-таки и школа, и, в первую очередь, родители, должны помогать выбирать профессию. И сам ученик не должен глупить, понемногу свои способности реально оценивать. У нас ведь как: родители говорят "Ну, пусть закончит что-нибудь (что полегче или поближе), а там видно будет". Это идёт от советской экономики, когда на работу должны были принять обязательно, а как человек работает - никого особенно не интересовало, зарплату всё равно обязаны были платить. Теперь (особенно в частном секторе) спрашивают результат, тут уж нужно работать эффективно, быть настоящим профи. Резюме: в школе с самого начала нужно учиться хорошо, а где-то к 7-8 классу оценить свои предпочтения и способности и выбрать такие предметы, по которым выбрать нужную специализированную школу, участвовать в конкурсах (победителя примут в вуз без конкурса и на бюджет). Хотя бы группу предметов (гуманитарные, математические, естественно-научные). И углубляться, углубляться, углубляться ... К 10-му классу нужно определиться окончательно со специальностью и даже, может быть, с вузом (с парой-тройкой вузов)! Позже будет поздно - нужно будет готовить денежки для обучения в челнинском маломощном вузе, в который принимают всех. Но и результат учёбы в нем будет, как написал Челнинец...
Спасибо, Василий Иванович. Я думаю, что Ваше мнение будет учитываться и родителями, и школьниками, которые "сидят" здесь на сайте, и учителями. Всё, что Вы написали, даст пищу для размышлений для широкого круга читателей.
Что касается того федерального конкурса, о котором мы с Вами не можем прийти к общему мнению, - чтобы изменить что-то, надо изменить всё, а иначе не получится. Назвать фамилию студента, который уже заранее утвержден на ответственную должность даже не специалистом, а экспертом, не могу. Это - мой родственник. Я тоже мог пойти таким путём по жизни, но не стал этого делать. Я не был никогда на побегушках, работа меня сама находила, но это был мой - свободный - выбор. А те, кто идут "по списку", лишены такой свободы. Есть в жизни ценности ценнее общественного положения, денег, власти. Интриги, дворцовые перевороты для меня - суета сует, жизнь тратить на это мне жаль. Подставить кого-то и остаться самому в стороне - это не об мне.
Позвольте вам не поверить, что речь идёт о вашем родственнике. Иначе, вы - завистник, и, к тому же, он вас легко вычислит.
А с какого это перепугу Вы так подумали? Зачем я, пенсионер, должен завидовать молодому человеку? Я ведь тоже мог пойти по списку, только он тогда назывался не федеральным. Принципы и ценности у нас разные с моим юным родственником, Вы это можете понять? Я написал о нём в качестве конкретного примера из жизни, чтобы молодые особо сильно не рыпались по поводу своей карьеры, чтобы знали, как, точнее, кем она делается в нашей стране. А если бы я был завистником, я бы так написал: "ФИО, тогда, там, уже, а вот, вот так, и т.д., а почему, а почему не?" Разве не так, Василий Иванович?
Ну, я же не знал, что вы пенсионер... Вы действовали согласно вашему пониманию и вашей логике, как нужно в подобных случаях действовать. Ну и ладно. Я бы, может быть, сделал по другому, но какое это имеет значение ...
Вы бы тоже ничего не стали делать. Историю подгонять нельзя, всё должно идти своим ходом.
История - это сумма поступков и действий отдельных людей. Каждый действует по своему разумению (например, убивает одного государственного деятеля в 1914 году, отчего начинается первая мировая война), и кажется, что никто вроде бы историю и не подгоняет, что она сама по себе, а люди - сами по себе, отдельно от неё). И с вашей позиции кажется, что я или кто-то другой на вашем месте в определенной ситуации поступил бы так же, как и вы, потому что это вам представляется самым разумным. Но и у меня, и у другого может свое представление о разумности ...
Ясно)). Челнинец слишком хорошо подумал про тебя Василий Иванович.Ошибся значит в тебе.