Забыли пароль? Зарегистрироваться

Опрос

  Нужно ли привлекать гастарбайтеров для очистки города от снега и льда?

Анекдоты и Разговоры

- Доченька, ты братика хочешь?
- Хочу!
- Тогда спи!

 


WikiLеаks собирается обнародовать список Санта Клауса с перечислением плохих и хороших детей.

 


Группа совершенно голых людей играет в карты на нудистском пляже.
- А не сыграть ли нам на одевание? - предлагает один игрок.
Другой озирается и говорит:
- А это прилично? Здесь же люди!

 


В связи с переименованием милиции в полицию заволновались медики...

 


- Не зря я столько за девчонками бегал - нашёл себе такое чудо.
- Что, она бегает медленнее всех?

Полностью...
 

Культура

Панк-парад в Челнах: как это было

2008-05-12 17:16:17

 

В Набережных Челнах нет экскурсии "тусовочные места 70-80 годов", в учебниках о родном крае не принято рядом с рассказами о строителях КАМАЗА помещать истории о творческих сейшнах или панк-парадах. А ведь все это тоже было.

Тусовка стала формироваться в середине 70-х. До этого город только-только набирал силу. "В 71-72 о культуре речь не шла: людей-то практически не было, - вспоминает художник Георгий Иванов, приехавший в 25 лет в Челны из Казани. - В 73 построили ДК "Энергетик", образовали худфонд, художники потянулись в город. Выставки устраивали в фойе кинотеатров, ДК. А выступали только заезжие артисты, свои силы еще не появились". Первые творческие встречи стали проходить в середине 70-х в баре (сейчас его нет) ДК "Энергетик". Поэты, художники, композиторы, танцоры, режиссеры - всего собиралось человек 50.

ИНТЕРЕСНАЯ КВАРТИРА
Позже, "когда помещение перешло литературному объединение "Орфей", - говорит режиссер Юрий Манусов. - Самое неформальное общение перешло на квартиру на Мусы Джалиля, которую мы снимали". Большая комната без мебели, на полу - только аппаратура: хороший магнитофон, невиданная еще тогда цветомузыка, собранная самостоятельно. У стен что-то вроде топчанов: сложенные пополам и обшитые матрасы, между ними - подлокотники для бутылок и бокалов. К стенам приклеены пласты поролона - это спинки импровизированных диванчиков. В комнате толпа народу. Сверкает цветомузыка, смеется девушка, сидящая на коленках у иностранца. Из квартиры выносят пустые пивные банки, которые тут же сметают на сувениры. "Дверь не закрывалась круглые сутки. Однажды мы насчитали у нас 86 человек!

Через эту квартиру прошли все режиссеры, актеры, театр Овсянникова у меня практически жил. Перебывали там все приезжие артисты: из Театра на Таганке, Розенбаум у нас играл, "Машина времени". У них же соцобязательства - посетить стройку века. Приехали, выступили, самолет только утром. Куда идти? В гостинице клопы и тараканы. А тут цветомузыка, коктейльчики, все окей. Тогда в Челнах сухой закон был, я спиртное привозил из Москвы. Всю ночь у нас говорили, пели. До 81 года вся крутая молодежь собиралась в нашей квартире на Джалиля".

НА БУЛЬВАРЕ
Еще одним местом, куда стягивались далеко не с комсомольскими поручениями, был бульвар Рубаненко с "Интуристом", ресторанами "Эра" и "Москва". "С середины 70-х там можно было встретить колоритных молодых людей с длинными волосами, - рассказывает о давнем "промысле" знакомых бывший неформал. - Стиляги были одеты в узкие цветастые рубашки с огромными воротниками и большими манжетами, в брюки-"колокола", обтягивающие ягодицы и бедра и расклешенные книзу до 30 - 40 сантиметров". У парней были общие дела с иностранцами, которые в то время занимались поставками на КАМАЗ оборудования и технологий. В ящиках со станками в Челны приходили диски, постеры рок-групп, литература, в том числе и порножурналы. Благодаря такому сотрудничеству в Челнах можно было найти винил, редкий даже для Москвы".

Юрий Манусов вспоминает, как на бульваре все было забито девочками, приехавшими в Челны за иностранным счастьем. Стояло их по 500-700 человек. "Много вышло замуж, кому-то из них здесь сделали квартиру, кому-то просто шмотки привозили. Считалось, что ты в обойме, если у тебя парень иностранец. На спектакли с ними ходили, на концерты. Домой, в общаги приводили. Нигде, пожалуй, в Союзе такого не было. На Тверской проституток гоняли, а тут все открыто. В КГБ на это глаза закрывали". Так же как и на "эротические игры" в отдельных продвинутых компаниях. Понятие "групповой секс" приобщившейся к играм молодежи не было известно так же, как почти недоступны были противозачаточные средства. Однако свидетели "эротических собраний" утверждают, что проблем с нежелательными беременностями или венерическими заболеваниями не было.

Позже, с конца семидесятых до середины восьмидесятых в Челнах существовал клуб лесбиянок. Несколько женщин лет сорока тайно собирались на квартире одной из них. Вот как описывает эти собрания очевидец: "Приходя, раздевались, и потом обнаженные сидели, пили кофе, говорили о женских проблемах, о свободе женщин, свободе от мужей - слово феминизм тогда еще не знали. После этих общих встреч, кто хотел - оставался".

КЛУБ"НИКА"
Либеральные взгляды контролирующих органов распространялись на многие вещи, не сильно выходящие за рамки. В ДК "Энергетик" действовал уникальный киноклуб, который вел Юрий Манусов. Фильмы он привозил прямо из Москвы. Брал по знакомству копию, вечерним самолетом привозил сюда, к утру - обратно. На "Зеркало" Тарковского приехали все режиссеры театров Поволжья. В Челнах, а не в Москве зрители могли увидеть запрещенные картины, лежавшие на полках. Из Лениграда именно за этой свободой приехал театр "Маска": режиссер Сергей Овсянников и восемь актеров. Здесь они чуть ни умирали с голода, но зато могли ставить то, что запрещали в других городах.

В городе работали сразу несколько театров. Один из них, "Ника", был меккой всех тусовщиков тех лет. "Уже и семья, ребенок был, - говорит художник Георгий Иванов. - А все равно после работы тянуло в "Нику". Хотелось быть в первых рядах". Руководитель и режиссер театра "Ника" Николай Пархоменко вспоминает: "В 74 году средний возраст челнинца был 21 год. Это был очень творческий город. Когда нам дали квартиру в 18 комплексе, в одной комнате проводили вернисажи. Художники выставляли свои картины, ставили классику, и читали стихи. Представьте уровень культуры этой молодежи: это были простые маляры, штукатуры. С нашей 44 квартиры все и началось.

В 79 году выдали в 1/16 помещение для театра, в 80-м он открылся. Это была настоящая неформалка. После репетиций, спектаклей вечерочком все начинали подтягиваться. Народ был постоянно: заходили чаю попить, встречи назначали, просто приходили посидеть разговоры послушать. Все коллективы, которые приезжали в город, неформально после 10 часов собирались в "Нике". Я не мог оттуда выйти. Разве только рано утром".

НОЧНЫЕ ГОНЩИКИ
Ночь была временем не одних интеллектуалов, до хрипоты спорящих о смысле жизни, о морали и любви. С темнотой на улицах города появлялись рокеры. Так тогда называли парней на ЧЗ и Явах. До армии некоторые из них занимались мотокроссом, позже увлечение стало уличным. Единого клуба не было, рокеры были просто знакомы друг с другом, но держались разрозненно. Ребята приспосабливали к своим мотоциклам "рогатые" рули, ставили самодельные стёкла и рисовали на них огромных орлов - "монтана".

По тем временам их мотоциклы выглядели круто: перекрашенные в яркие цвета, с подрезанными хромированными крыльями, перешитыми сиденьями. Рокеры 80-81 годов, в отличие от своих предшественников, гонявших двумя годами раньше на черных Явах, тратили много времени на технику. Самостоятельно создавали и экипировку. Делали трафареты на куртках (о кожанках мечтать не приходилось), лепили шлемы-"колокола" как в полулегальных журналах, которые иногда попадали в руки. "Это было наивно и даже глупо, - смеется сейчас над юношеским увлечением Рафис. - По сравнению с тем, что сейчас можно увидеть, мы были ребята из тайги".

Но тогда все считали иначе, десяток-другой броских мотоциклов были очень заметны в маленьком городе. Девчонки на рокеров просто вешались, а милиция не раз гонялась за мотоциклистами на КАМАЗах, уазиках, москвичах. "Мы от них всегда уходили, - говорит Рафис. - Лишь один раз моего друга поймали. Ленинский проспект тогда только делали: он был кусками выложен, чтобы не ездили. Несколько метров асфальта - несколько метров песка. Приятель на ЧЗ с младшим братишкой ехал, когда поймали. Просто бензин кончился. Здорово тогда накостыляли".

ПАНК-ПАРАД
Нежелательные контакты с сотрудниками органов вспоминают участники панк-парада: "Мы были просто любители тяжелой музыки. Хотели носить длинные волосы, ведь это было модно. Конечно, и школа, и институты, и родители были против нашего вида. Мы как могли выкручивались. Читали зарубежную литературу, запрещенный журнал "Англия". На квартирах друг у друга встречались. Единственным местом в городе, где мы могли собраться, был парк "Гренада" с его танцевальной площадкой на открытом воздухе. Там столб стоял с фонарями, расположенными по кругу, как лепестки - на ромашку похоже. Потому и говорили: пойдем на ромашку. Дискотек в 79-81 годах не было, выступали живые банды: ансамбль "Надежда", "Проба сил", "Три плюс", заводской коллектив "Ритмы КАМАЗа". Играли эстрадную и свою музыку, потяжелее. Мы подходили к шести часам, человек по 300 набиралось. До 11 шли танцы. На танцполе много БКД-шников было, "душили" нас". Выпить было нельзя - общественное место. Приходить на площадку в подпитии длинноволосые парни не могли по той же причине".

Однажды в августе 80 или 81-го, на танцах договорились между собой Сергей Мацуев (ныне покойный), Павел Стодольский, Александр Титов, Роза Юнусова и еще ряд товарищей. И на следующий день после обеда собрали 30 - 50 друзей и знакомых, оделись в рваные джинсы, выкрасили волосы и лица в разные цвета, построились в колонну и, взяв в руки плакаты вроде "Не торопите жизнь, мистер Рейган", провели марш от 28 школы в 27 комплексе до остановки УВД. "Хотели привлечь внимание, - говорит музыкант Павел Стодольский. - Для досуга молодежи ведь ничего не было. Интересно было сказать свое слово".

Колонна панков шла прямо по проспекту Мира, навстречу движению. Одна из едущих навстречу машин остановилась, мужчина, не выходя из салона, сделал кадр. В остальном обошлись без контактов с населением - удивительно, но особой реакции участники парада не помнят. В тот день они дошли до УВД, поняли что марш затянулся, и свернули на улицу, которая сейчас называется Беляева. Побрели на пляж отмываться. Никаких "бобиков" возле УВД, никакого заламывания рук, криков БКД-шников. Последствия начались через два дня. В органы вызвали несколько человек и тыкали их лицом в западногерманский журнал "Штерн". На обложке под надписью "панк-парад в Набережных Челнах" красовались их лица. Гэбэшников больше всего интересовало кто сделал эти фотографии и как они попали в ФРГ.

Нас больше волновал другой вопрос: "Как вы вообще решились на такую вылазку? Не боялись что дубинками милиция встретит, что гопники побьют?" - "А чего боятся? Мы хотели привлечь внимание к проблемам. А гопников тогда еще не было. Они появились к концу восьмидесятых".

МОНСТР
Подростки тех лет вспоминают зарождение этой субкультуры: "В период с 75 по 83 год в комплексах были не гопники, а шишкари, поддерживавшие контакты с уголовниками. Главное было не лезть в "плохие компании", а вступать в стаи до этих лет никто никого не заставлял. Это уже с 84-го в подвалах стали устраивать "качалки", начала появляться идеология".
Перерождение либерального, кипящего творческой энергией города в обычный город окраин попытался объяснить Юрий Манусов, сценарист фильма "День любви", действие которого происходит как раз на КАМАЗе. "Обманувшись в надеждах, из Челнов уехало 80% строителей первых лет, романтиков. Сюда пригласили вторую и третью волну строителей. Но уже из деревень. Население значительно увеличилось, инфраструктура не поспевала и культура отстала безнадежно".

 

Ольга АРМИНЕН, arminen@chelnyltd.ru

 





Галина Гузенко (Читатель) 2012-09-06 09:37:27 Ответить

Доброго дня! С большим интересом прочитала Ваш материал о "тех" Челнах моей молодости. Спасибо, очень информативно и увлекательно. Собственно, наткнулась на него в результате поиска хоть какой-то инфы о театре "Маска", о котором упоминается в Вашем обзоре. Могли бы Вы подсказать, где он (театр, ну и сам Сергей Овсянников)теперь? В Каком городе? Заранее благодарю!С уважением Галина Гузенко.


 

Авторские рубрики


  Приколы от Айрата »»

Адвокат, бухгалтер и психолог

у нас очень холодные полы. первый этаж

Ответ»»

 
Вакансии Контакты Условия перепечатки