О высокой посещаемости, маленьком бюджете и попытках заработать на хоккее
25 февраля 2014 года хоккейный клуб «Челны» завершил свой первый регулярный сезон в группе А Молодежной хоккейной лиги (МХЛ). Напомним, что челнинской команде не хватило всего одной победы для выхода в плей-офф. Президент клуба Игорь Крюков и главный тренер Айдар Мусакаев встретились с предпринимателями на традиционном «деловом обеде» и рассказали о взаимоотношении бизнеса и спорта в Набережных Челнах.
Крюков назвал одним из главных плюсов перехода хоккейной команды в МХЛ — рост зрительского интереса. Во многом связывая это со зрелищной игрой, которую демонстрируют молодые хоккеисты. По его словам, сейчас во время некоторых матчей даже работают «жучки» (спекулянты), которые перепродают билеты: «С одной стороны, это проблема, с которой мы боремся, но в то же время это говорит о популярности нашей хоккейной команды». Другой позитивный момент — преодоление разрыва между спортивной школой и главной командой: «Когда клуб играл в первой лиге, то ребята закончившие спортшколу были не готовы играть во взрослой команде. Из-за этого мы теряли многих наших юных воспитанников». По правилам МХЛ в команде могут играть только хоккеисты, не достигшие 21 года, что позволяет выпускникам спортшкол плавно перейти в основную команду. Но встает вопрос: куда деваться хоккеистам, которые уже не подпадают по возрасту под регламент соревнований? «Если человек в 21 год никак себя не проявил в хоккее, то лучше ему заняться другим видом деятельности. Это тот возраст, когда необходимо принимать важнейшие решения в вопросах карьеры. Некоторых ребята работают в структуре клуба, но всех к нам устроить мы не можем. Но стараемся содействовать в трудоустройстве остальных хоккеистов, в частности, наш тренер обзванивает своих коллег, чтобы они просмотрели ребят. Самые сильные из них быстро находят себе новую команду», - рассказал корреспонденту «Челны ЛТД» Игорь Крюков.
Говоря о ХК «Челны», как бизнес-проекте, Крюков заявил, что клуб активно зарабатывает по трем направлениям. Во-первых, международный хоккейный лагерь, который оказался успешным бизнес-начинанием. За три недели клуб зарабатывает порядка миллиона рублей. Во-вторых, проведение в Челнах хоккейных проектов федерального уровня. Например, финалы турнира «Золотая шайба», которые Челны принимали 8 раз подряд. Есть и другие проекты, за которые готовы платить «федералы». Наконец, организация, ставшей популярной Ночной хоккейной лиги (НХЛ), в которой играют руководители городских предприятий. Команды платят хорошие деньги за аренду Ледового дворца.
Но при этом президент ХК «Челны» отметил, что деньги, которые клуб на сегодня зарабатывает - это копейки, которые в бюджете клуба практически не играют роли. Финансовое положение нестабильное, в клубе пока даже не знают, какой будет бюджет на будущий год. Зарплаты игроков составляют всего от 15 до 30 тысяч рублей в месяц. Бюджет у клуба один из самых маленьких в лиге. При этом есть заинтересованность от некоторых спонсоров, например, от КБК, но пока все находится на стадии переговоров.
Несмотря на высокую посещаемость команды, клуб практически не зарабатывает на продаже билетов. «Самый дорогой билет у нас стоит всего 100 рублей. На попечительском совете я буду поднимать вопрос о повышении цен на билеты, хотя одно время нам предлагали вообще сделать вход бесплатным. Это, на мой взгляд, неправильно. Если что-то сделать бесплатным, то и выглядеть это будет соответствующе».
Игорь Крюков привел Канаду в качестве успешного примера зарабатывания на спорте: «Я ездил в Канаду, посетил один из хоккейных матчей. Так там самый дешевый билет стоит 100 долларов. Но при этом для зрителей там делают настоящее шоу, некоторые даже не понимают, что попали на хоккей. Другой момент, что в Европе и Северной Америке другая культура отдыха — многие предпочитают заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, ходить на спортивные мероприятия. У многих наших жителей страны главные приоритеты отдыха — бабы, баня, водка. Поэтому считаю, что государство должно вкладывать больше денег в культуру и воспитание людей, приобщению их к спорту. При этом нельзя забывать, что в России спортсменам стараются платить на уровне западных игроков, но уровень зарплаты наших простых болельщиков, к сожалению, не сопоставим с европейскими зарплатами».
Еще одна идея, которой вдохновился президент ХК «Челны» в Канаде — создание частного ледового дворца. В таком ледовом дворце задействовано всего 4 работника, а сам владелец выполняет функции директора, заливщика льда и завхоза. Это позволяет избежать лишних затрат на содержание огромного штата. По замыслу Крюкова, в частном ледовом дворце не будет играть первая команда, там будут платно заниматься дети. В Канаде подобный проект окупился за 4 года.