Как камазовцы готовились к "Дакару"
Сегодня утром колонна спортивных "КАМАЗов" и автомобилей технического сопровождения отправилась из Набережных Челнов во французский город Гавр, где 21 ноября они пройдут предварительную техническую комиссию. Гонщики оставят машины там для погрузки на паром. Они будут месяц плыть по Атлантическому океану в Аргентину. А сама команда 30 декабря вылетит на самолете в Буэнос-Айрес, чтобы пройти там административные проверки.
Гонка пройдет с 5 по 18 января через три страны: Аргентина, Боливия и Чили. Старт состоится в третьем по численности населения городе Аргентины Росарио. Общая длина маршрута, прежде чем участники доберутся до финиша в чилийском городе Вальпараисо, составит более 8 тысяч километров. Ожидается, что в гонке примут участие около 450 транспортных средств из более чем 50 стран мира.
На "Дакар-2014" "КАМАЗ-мастер" выедет на пяти боевых "КАМАЗах". Первые три экипажа уже принимали участие в этом самом престижном ралли. 1 экипаж: пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков. 2 экипаж: Айрат Мардеев, Айдар Беляев, Айрат Исрафилов. 3 экипаж: Андрей Каргинов, Андрей Мокеев, Игорь Девяткин. На "Дакаре" дебютирует, но уже побеждавший в ралли "Африка-рейс 2013" 4-й экипаж: Антон Шибалов, Роберт Аматыч, Алмаз Хисамиев. На 5-й экипаж возложены функции быстрой технички: Дмитрий Сотников, Вячеслав Мизюкаев, Андрей Аферин.
На проводы приехал президент Татарстана Рустам Минниханов. Поздоровавшись с экипажами и осмотрев спортивную машину, Рустам Нургалиевич без лишних церемоний сел за руль спортивного грузовика и сам его опробовал на тренировочной трассе, проложенной вдоль берега Камы. Затем президент в шатре за импровизированным столом и рюмкой чая пообщался с командой и уехал.
- У президента живой настоящий интерес к тому, как команда готовится к гонке, - сказал руководитель команды "КАМАЗ-мастер" Владимир Чагин. - Он подробно распрашивал о машине, о подвеске, о тормозах, о двигателе. Наш президент, занимаясь автомобильным спортом, прекрасно сам управляет любым видом техники - и маленькой машиной, и большим грузовиком. Поэтому ему можно много не рассказывать, он знаком со спортивным "КАМАЗом", поэтому садится за руль и пробует сам. Проехав, он был впечатлен тем, что машина стала лучше: лучше разгоняется, лучше останавливается, лучше едет по бездорожью. Мы стараемся шагать в ногу с нашими соперниками, потому что прошлый "Дакар" показал, что мы на наших тяжелых машинах отстаем от них, особенно на прямых участках. Поэтому старались в этом году наши машины улучшить, чтобы составлять им конкуренцию.
В 2014 году организаторы ралли "Дакар" серьезно ужесточают требования к дымности моторов. Кроме того, с 2016 года объем двигателей грузовиков будет ограничен планкой в 16,5 литра. В связи с этим три первых экипажа поедут на гоночных машинах с двигателем Liebherr. А два "КАМАЗа" по-прежнему оснащены проверенным ярославским мотором. Чтобы облегчить машину, усовершенствована комплектация светотехники автомобиля, для лучшей развесовки изменена компоновка топливного бака. Все автомобили получили усовершенствованную тормозную пневмоаппаратуру Wabco и Knorr-Bremse с электронным управлением.
- Готовность команды хорошая, - резюмировал генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин во время отправки спортивных автомобилей. - Собраны три новых машины. Это последний год, когда мы можем использовать машины старой конструкции. И, конечно, это потребовало очень большого напряжения, особенно в части замены мотора. Ребята достойно провели эту работу. Я считаю, все у них получилось удачно. А "Дакар" уже покажет. насколько ресурс и надежность мотора Liebherr соответствует нашим ожиданиям. Потому что "Дакар" выдерживает не вся техника. Но мы надеемся, что удача не отвернется от нас, ждем успеха от команды.
- Почему выбрали моторы Liebherr, и не связано это как-то с основным производством КАМАЗа?
- Когда мы занимались вопросом нового мотора, столкнулись с тем, что не все заводы-производители двигателей готовы форсировать мотор под требования спортивной команды. Это первое. Во-вторых, мы приобретаем мотор Liebherr для специальной техники на базе "КАМАЗа". и сейчас идут переговоры с компанией Liebherr о совместном проектировании нового двигателя под нашу будущую линейку автомобилей. И все так сложилось, что наши спортсмены может и стали тем драйвером, который подтолкнул обе компании к более активной работе.
- Стала ли следствием переноса "Дакара" в Аргентину активность КАМАЗа на латиноамериканском рынке?
- Для нас, наверное, эффект узнаваемости там стал выше. Мы на этом рынке в свое время, в 90-х годах, хорошо присутствовали. Сейчас мы ищем те направления, где наша техника может быть востребована. И с моей точки зрения, латиноамериканский рынок, север Латинской Америки, а также Бразилия и Аргентина, имеют уже устоявшиеся хорошие рынки, и мы там можем работать. Это связано еще и с тем, что есть активность государственной политики. Например, в Венесуэлу мы же пришли не самостоятельно. Изначально там мы работаем с теми деньгами, которые выделяет наше государство для кредитования этой страны. А потом уже появилась возможность работать на свободном рынке. И мы там уже не столько грузовиками, сколько автобусами хорошо представлены.
Сергей РОДАЧЕВ