Уроки "Дакара-2012"
15 января в столице Перу Лиме финишировало ралли "Дакар-2012". Привыкшие к победам команды "КАМАЗ-мастер" могут посчитать его неудачным. Из стартовавших четырех машин до финиша дошли только две. А финишировавшие экипажи Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева заняли четвертое и пятое места с отставанием более чем пять часов от победителя - голландца Жерара Де Роя на "Ивеко".
Но "КАМАЗ" все же попал на подиум - казахстанский экипаж во главе с Артуром Ардавичусом занял третье место. За него россияне болели, как за своего. Поскольку он ехал на грузовике, подготовленном командой «КАМАЗ-мастер» и пользовался на ралли ее технической поддержкой. Более того, по договоренности с камазовцами он проводил испытание двигателя «Камминз» в свете грядущих изменений регламента гонки в категории грузовиков.
А двигатели на этой гонке задали много вопросов камазовским механикам. Сначала буквально рассыпался ярославский мотор на "КАМАЗе" Эдуарда Николаева. Благо, случилось это уже после снятия экипажа с гонки из-за инцидента на четвертого этапе (об этом чуть позже). Затем из-за проблем с тем же двигателем ЯМЗ на 9 этапе выбыл из гонки "КАМАЗ" Айрата Мардеева. Однако этот этап всем любителям автоспорта запомнился трагической и нелепой аварией чешской "Татры". Во время перегона в экипаже одного из претендентов на победу - Алеса Лопрайса - за рулем сидел механик, который ... уснул. "Татра" съехала в кювет и перевернулась. Для такой ситуации гонщики отделались относительно легкими травмами, но из гонки выбыли.
Этот "Дакар" стал уроком не только для молодых гонщиков команды "КАМАЗ-мастер", но, думается, и для менеджеров команды, которые очень наглядно почувствовали систему двойных стандартов на этом соревновании. Мы уже писали, что "КАМАЗ" Эдуарда Николаева столкнулся с джипом и во время оказания ему помощи в компенсированное время поменял колесо на своем грузовике. Николаева сняли с гонки, хотя вполне можно было наказать штрафом.
Ведь стал же с грубым нарушением технического регламента голландец Жерар Де Рой победителем гонки. Его не то, что не сняли, даже не оштрафовали. Напомним, к концу гонки выяснилось, что на грузовике "Ивеко" ход подвески вместо регламентированных 30 сантиметров был 42. За счет этого, например, там, где "КАМАЗы" бились и прокалывали колеса, "Ивеко" проезжали без проблем, т.к. подвеска "проглатывала" все неровности. И пока соперники меняли колеса, от этапа к этапу голландцы выигрывали по 15 и более минут.
Вот что об этом сказал руководитель команды "КАМАЗ-мастер" Семён Якубов (из пресс-релиза команды):
- Изменение хода подвески ведет к резкому изменению характеристик автомобиля. Не случайно Де Рой едет быстрее чем мы, "глотая" неровности трассы. У него больше сохраняется машина. Из-за этого он смог преодолеть расстояния спецучастков быстрее, чем наши машины. Артур Ардавичус (пилот "КАМАЗа" казахской команды "Астана" - ред.), будучи возмущенным этим открытием, решил разобраться. Мы предложили ему вместе сходить к Де Рою и на эту тему переговорить. Попросили их продемонстрировать ход подвески. Они отказали. А потом подключили официальных представителей ASO (организаторов гонки - ред.), которые попросили скандал не затевать. Мы и не собирались его затевать, мы просто попросили, чтобы Жерар объяснил, почему он за спиной у всех сделал изменения, которые дали ему серьезные преимущества... Это некорректное поведение, которое ничем, кроме как желанием получить преимущество, не объясняется. В феврале снова будет собрание в категории Т4, и мы намерены там этот вопрос подробно обсудить, дать оценку. Думаю, что в связи с этим результат этого «Дакара» в части первого места не совсем корректен, он мог бы быть другим.