Мы не слепые, данные увидим
Огромные счета за горячую воду, полученные челнинцами в декабре прошлого года, стали причиной совещания у заместителя руководителя исполкома города Айрата Зайнуллина с участием наших читателей Александра Беляева и Лилии Наумовой. На нем специалисты пришли к выводу, что большая разница между показаниями объектового (общего) и квартирных счетчиков воды в домах — это следствие недобросовестности жильцов, многие из которых передают в ГРЦ заниженные показания своих приборов. О совещании рассказывалось в материале «Без «стука» не обойтись», опубликованном в нашей газете 14 декабря. 28 декабря Лилия Наумова разместила под этой публикацией в интернете такой комментарий:
«После совещания у Зайнуллина наш дом 39/12 решили промониторить. В итоге за декабрь домовой счетчик горячей воды показал 348 кубометров вместо 532 за ноябрь, что на 35 % меньше. Отчего? Все резко перестали мыться? Показания домового счетчика горячей воды снимаются автоматически (так мне объяснили в УК), т.е. их не проконтролировать. Мы должны верить честному слову поставщика услуг?»
Выходит, что дело не в воровстве жильцов, а в приписках к показаниям общедомовых счетчиков? Мы связались с главным энергетиком УК «Махалля» Еленой Гоголевой, а затем с начальником производственно-технического отдела Набережночелнинской теплосетевой компании Василием Головко. Именно Головко каждый месяц подписывает ведомости с показаниями общедомовых приборов учета воды и тепла. Со стороны жильцов эти ведомости подписывает один из руководителей каждой управляющей компании.
- Ваша читательница обратила внимание на то, что 532 кубометра за ноябрь - это данные за период с 25 октября по 25 ноября, а 348 кубометров в декабре это данные с 25 ноября по 15 декабря? Если нет, то пусть посмотрит у нас на сайте, там вся информация есть, - уточнила Гоголева. Мы с Наумовой зашли на сайт УК «Махалля» и убедились, что 348 кубометров горячей воды — это данные на 15 декабря.
Василий Головко в свою очередь опроверг убеждение в том, что данные о потреблении домом горячей воды невозможно проверить жильцам. Да, установленный в подвале общедомовой прибор учитывает не только горячую воду, но и тепло, и потому он не прост. Это система расставленных по трубам расходомеров воды, датчиков температуры и давления. И чтобы увидеть на внешнем дисплее показания расхода воды, надо еще разобраться, какую кнопку нажать на панели. Головко уверен, что разобраться в этом сможет любой, кто прочитает инструкцию к прибору учета. При условии, что этот любой в средней школе научился читать и считать.
- Проблем с контролем со стороны жильцов вообще не вижу. Допустим, можно выбрать какой-то день, повесить объявление о том, что все желающие в этот день могут поучаствовать в проверке, спуститься с жильцами в подвал к прибору учета, провести для них элементарный ликбез и показать данные. Потом подняться в офис управляющей компании, открыть компьютер и показать данные там. Станет ясно, что нет необходимости в подвал лазить каждый раз. Прибор опломбирован, его работоспособность проверяется каждый год перед началом отопительного сезона, система съема показаний и передачи данных аттестована, поэтому смотреть данные можно и с компьютера в управляющей компании, - говорит Головко. Почему Головко хочет, чтобы жильцы выработали свою систему проверки? Да потому что счет проживающих в многоквартирном доме идет на сотни и тысячи, и если проверять счетчики пойдет каждый, когда пожелает (на что имеет полное право), то жэковцам проще будет дверь в подвал вообще убрать.
Сергей ИСИЧКО isichko@chelnyltd.ru