Кто спасет бабушку от Марии Дюваль?
За полгода челнинская пенсионерка, назовем ее Ириной Петровной, отправила «ясновидящей» Марии Дюваль уже больше 100 тысяч рублей. Бывшая учительница не богата, но она регулярно ходит на почту, чтобы перечислить деньги, в надежде, что Дюваль вот-вот поможет ей выиграть крупную сумму…
Пенсионерка не только тратит на это все свои деньги, но и занимает у соседей. В холодильнике пусто, долг по коммунальным счетам копится. Квартира пожилой женщины завалена книгами и амулетами от Дюваль. Отношения с родственниками, которые пытаются ее вразумить, испорчены. Ведь «сама Дюваль» предупреждала, что вокруг будут скептики, которые будут мешать. О чем Ирину Петровну не предупредила провидица, так это о том, что вожделенная цель никогда не будет достигнута.
Ведь это не мадам Дюваль нашла подход к ее сердцу, который превратился в односторонний денежный поток. Деньги пенсионерки оседают не в карманах ясновидящей: 84-летняя уроженка Италии Каролина Мария Гамбия (таково настоящее имя предсказательницы), даже если и жива еще, то не имеет никакого отношения к тому, что говорят и предсказывают от ее имени. Как пишет «Википедия», основав компанию Astroforce, специализирующуюся на предсказаниях, гороскопах и прочем, Каролина сделала свой псевдоним Мария Дюваль настоящей торговой маркой. В 1997 году, продав свою фирму гонкгонгской компании Health Tips Ltd, она также передала и все права на раскрученное имя. А эта фирма еще к началу 90-х годов была известна во всем мире, как продавец, зарабатывающий на прямых продажах товаров… и продажах собственной базы данных потенциальных клиентов.
И в том, и в другом ей помогает имя Марии Дюваль. Как правило, получив на почте дешевый амулет с пояснением, что сеанс подключения к космосу оказался с помехами и надо доплатить за новый, люди благополучно забывают о Марии Дюваль. Но очень скоро оказываются завалены кипами предложений о покупке бытовых приборов, косметики, промтоварных поделок, книг и даже 2-3 предложениями от других специалистов в «паранормальной области». Вдруг адресат имеет предубеждение по поводу женщины-провидицы, но проникнется доверием к оракулу мужского пола?
Фирма «Русбьюти», издательский дом «Ридерз Дайджест», «Книжный салон», «Покупки на дом», «Здоровье Комфорт», «Клиника здоровья» и, конечно, Мария Дюваль – далеко не полный список компаний, которые с конца 90-х и по сей день атакуют наши почтовые ящики, используя агрессивный маркетинг, который, по мнению психологов, очень действенен. Все письма – очень искусное манипулирование сознанием людей.
По словам Веры Никулиной, специалиста челнинского «Диалога», в посланиях (неважно, будь это письмо от провидицы или каталог товаров с извещением о крупном денежном выигрыше) прослеживаются общие моменты, которых каждому из нас не хватает в жизни: избранность конкретного человека, доброжелательность и уважение к нему, заинтересованность в его нуждах. Человеческая жадность тоже не забыта: «Обычно это стоит 100 долларов, но для вас – всего 50!». Это «пряники», а кнут – угрозы, что если вы не сделаете новый заказ, то выигрыша денежного приза или «сбычи мечт» не видать.
Правда, все послания составлены так, что сразу и не бросается в глаза, что деньги и так не ваши, вы просто в числе тысяч претендентов, которым они могут достаться. Те, кто прописывает послания от Дюваль, еще более изобретательны, описывая, как «Маша» прямо места себе не находит: ряд ритуалов надо выполнить одновременно с адресатом, а она не может этого сделать безвозмездно. То есть, на пассы ей деньги не нужны, но вот на ингредиенты к ритуалу придется раскошелиться, ведь если у вас под рукой не будет ее очередного амулета…
Есть ли выход для человека, попавшего в такую зависимость? По словам Никулиной, пожилые люди при отсутствии внимания со стороны своих близких пытаются получить его извне. И попадаются на «удочки» сомнительных организаций. Поэтому для начала надо разобраться, чего не хватает пожилому человеку, насколько удовлетворены его психологические потребности в уважении, признании. Если процесс зашел слишком далеко и наличие в семье теплых, доброжелательных отношений не меняет дела, нужно консультироваться со специалистом по зависимостям.
В Англию «Марию Дюваль» штрафовали за нарушение стандартов распространения рекламы. В Новой Зеландии «она» прекратила окучивать клиентов. В России свои законы, благодаря которым такие маркетологи могут и дальше обрабатывать миллионы граждан. Адвокат Ольга Шелковникова считает: люди, которые организовали эту схему, не говорят прямо, что вручат деньги. Они говорят о том, что надо приехать на розыгрыш приза. Или что человек среди основных претендентов на приз. Но такие тонкости завуалированы или напечатаны на изнаночной стороне конверта, при этом есть пометка – «Ознакомьтесь с условиями акции». Кто виноват, что потребитель их не прочитал?
То есть челнинскую бабушку спасет или теплое отношение родственников, или помощь психолога...