КАМАЗ - ИНЭКА: сотрудничество невозможно?
Генеральный директор ОАО “КАМАЗ” Сергей Когогин на последней встрече с президентом Татарстана жаловался на слабую подготовку специалистов челнинскими вузами, на отсутствие взаимопонимания. Что не устраивает самого крупного работодателя? И как реагируют на критику руководство самого крупного вуза - ИНЭКА?
Светлана Михеева, директор корпоративного университета «КАМАЗ»:
-У нас очень много уходит времени на “доводку” молодых специалистов. На организационную адаптацию – до года. На профессиональную от трех до семи лет. Выпускники слабо владеют информационными технологиями, не знают ключевых программных продуктов, которыми автомобилестроители пользуются, например, для проектирования. Темы дипломных работ выбирают зачастую без учета запроса бизнеса - с типовыми расчетами, где только цифры меняются. На инженерные специальности поступают с очень низкими баллами ЕГЭ. Но, если вуз открывает дверь для таких студентов, то он обязан подтянуть их в процессе обучения. Сегодня появляются новые темы, материалы, технологии, новые подходы в менеджменте. Поэтому преподаватели тоже должны учиться по-новому учить. А студенты по-новому учиться. Мы готовы знания наших специалистов и партнеров передавать. Но со стороны ИНЭКА должен быть запрос, в том числе и на обучение. Пока поступил запрос только на одну тему: «Бережливое производство».
Руководство ИНЭКА к критике отнеслось неоднозначно.
Владимир Шибаков, ректор ИНЭКА:
-Наш вуз с КАМАЗом работает по заказу конкретных подразделений, для которых мы формируем целевой набор из наиболее продвинутых студентов. Для них, кроме стандартной программы, проводим практически индивидуальную подготовку. По такой схеме мы начали работать с 2008 года. Дипломные проекты студенты пишут отталкиваясь от производственных заданий. Темы им выдают там, где они проходят практику. Государственная аттестационная комиссия, куда входят, в основном, камазовские руководители, на защите дипломов ставят отличные оценки. Мы не понимаем логики обвинений, которые сыпятся на нас в последнее время на самых высоких уровнях. Мы готовы сесть за стол переговоров, но с теми, кто принимает решения. Пока у нас создается впечатление, что нас не хотят слышать...
Геннадий Маврин, проректор ИНЭКА по учебно-воспитательной работе:
- Возможно, КАМАЗ недоволен выпускниками, которые обучаются только по госстандарту. Мы не можем всех учить под компетенции КАМАЗа, ведь подавляющее большинство наших студентов планирует работать на других предприятиях. Кстати, на бирже труда наши не стоят. Месяц назад мы отправили своих студентов на стажировку в Австрию. Нам уже сообщили, что их уровень знаний по сравнению с другими намного выше. Конечно, у них не будет проблем с трудоустройством. Как, впрочем, и у других отличников. Им сразу предлагают зарплату в 50 тысяч рублей.
Татьяна Бычкова, директор центра по связям с общественностью ИНЭКА:
-На КАМАЗе начинающие молодые специалисты получают 15 тысяч рублей. Лучшие выпускники на эту зарплату вряд ли пойдут. Среди наших абитуриентов действительно много слабых. Некоторых в школе, чтобы не портить показатели, отговаривают сдавать ЕГЭ по физике. С этого года мы открыли для желающих бесплатные трехмесячные курсы подготовки по физике. Набралось 400 человек, которых обучают наши преподаватели, доценты. Кроме этого проводим среди поступивших тестирование. Слабых собираем в отдельные группы, подтягиваем. Будущих инженеров обучают и специалисты КАМАЗа. Есть интересные лекции. Но есть и такие, которые студенты посещают неохотно или совсем отказываются от них.
К 2020 году КАМАЗ планирует выпускать 100 тысяч автомашин (в прошлом году - 45 тысяч). Планы – амбициозные. Но кто их будет выполнять? Какие специалисты? С каким уровнем подготовки? Если следовать классическому менеджменту, то сначала надо вкладывать, а потом ждать результатов. У ИНЭКА, как нам дали понять, нет достаточных средств. КАМАЗ же экономит на всем, даже на обучении. Но самое главное - КАМАЗ и ИНЭКА не могут найти общего языка, ограничиваясь только взаимными претензиями и обвинениями...