Загадка недели
«...Многим челнинцам приходят SMS-сообщения, предлагающие что-то купить, заказать, получить скидку, выиграть и т.п. Кроме раздражения, эти сообщения мало что вызывают и возникает резонный вопрос: «откуда у «них» мой номер? Как я попал в список рекламной рассылки?»
Я решил выяснить это, позвонив четырем операторам сотовой связи. Представившись бизнесменом, желающим разослать SMS-сообщения с приглашением оценить кухню заведения, предложил специалистам сотовых компаний сделать рассылку СМС-сообщений своим абонентам.
Представители трех операторов долго совещались с невидимыми мне «Гуру» на другом конце провода. Но отказали, ссылаясь на закон, запрещающий предоставлять третьим лицам информацию о своих клиентах. Четвертый собеседник предложил перезвонить позже.
На вопрос, почему на мой номер телефона, который знают только близкие мне люди, приходят СМС-сообщения от неизвестных мне магазинов, автосервисов, салонов красоты и т.д, представители сотовых компаний ответить не смогли».
В интернете десятки ресурсов предлагают бесплатно или за небольшую денежку скачать телефонные базы данных российских операторов сотовой связи, как с разбивкой по регионам, так и общероссийского масштаба. Вот одно из таких предложений: «Актуальность баз 2010-2011 год. Содержат все данные по абонентам сети - ФИО абонента, данные паспорта, адрес, номер телефона, номер домашнего телефона». Вот где простор для мошенников! Остается только радоваться, что аферисты не звонят нам на дом каждые 5 минут. Но замусоривание sms-спамом все же раздражает. Скорее всего, многочисленные биллинговые агентства, отправляющие рассылку с коротких номеров, пользуются подобными услугами из интернета. Но вопрос: «Откуда у них мой номер телефона?», - остается открытым. На сегодняшний день официально сотрудники сотовых компаний не были уличены в «сливе».
Контроль за рекламной деятельностью компаний - одно из направлений работы антимонопольной службы. В ее республиканском управлении нам дали несколько советов, как бороться со спамом в мобильнике: «Во-первых, если сообщение пришло от конкретной компании, то нужно заказным письмом с уведомлением отправить требование об исключении вашего номера из базы рассылки. Если это не подействовало, то обращайтесь в прокуратуру. Корешок о доставке письма будет доказательством, что на вашу претензию не отреагировали. Часто люди сами виноваты в том, что их телефоны закидывают ненужной рекламой. Оформляя дисконтные карты, получая какие-то услуги, они при заполнении анкет указывают свой номер телефона, не обращая внимания на пункт, в котором компания на свое усмотрение берется извещать клиента о новых товарах, услугах, скидках. В этом случае жаловаться бесполезно. Но достаточно обратиться в компанию с письменным требованием, как описано выше. Способов борьбы с биллинговой рассылкой, увы, пока не существует. Опыт нашей службы показывает, что расследованию подобных дел мешает... закон, запрещающий предоставлять третьим лицам персональные данные на человека». К слову, в прокуратуре Набережных Челнов не смогли припомнить ни одного случая, когда горожане требовали приструнить sms-спамеров.
Вряд ли частные лица в одиночку решатся на борьбу за свой покой.
Но существует уже армия юристов, которые со временем додумаются собирать коллективные иски граждан...