Маленькая хитрость
«Киты» на рынке бытовой техники настойчиво навязывают свои условия всем: и производителям, и покупателям.
С тем, как компании работают с производителями, столкнулся казанский «ПОЗИС» («ПО «Завод им.Серго»). «ПОЗИС» предложил торговым сетям свои холодильники. Сети в ответ предложили свой договор. А в договоре требование компенсировать 50% стоимости витринных образцов, согласиться на отсрочку платежей «от 60 банковских дней», квартальные и годовые бонусы продавцу, низкие закупочные цены, специальные розничные цены, дополнительные скидки на открытие новых торговых центров, «вознаграждение от 4 тысяч евро» за рекламу при открытии нового торгового центра и т. д. «ПОЗИС» на эти условия не согласился и захотел переговоров. Однако, его предложения обсудить договор все компании игнорируют. Этой ситуацией заинтересовались татарстанские антимонопольщики.
А о том, как те же сети продают товар покупателям, рассказывает юрист Надежда Кузнецова, специализирующаяся на защите прав потребителей:
- Во всех магазинах этих сетей бытовую технику стараются не проверять при продаже и не оформляют гарантийный талон, - говорит Кузнецова, опираясь на свой опыт и на опыт своих клиентов. Что касается проверки техники, то тут компании идут на разные уловки. Предлагают забрать товар запакованным или соглашаются проверять только после того, как человек внесет деньги в кассу и получит чек.
- Но если чек на руках, это значит, что товар уже ваш. И если при проверке выяснится, что что-то не так, то вернуть его «сразу», как обещают продавцы-консультанты, вы не сможете. Почти вся бытовая техника относится к сложному виду товаров, которые продавец вправе принимать только после экспертизы. На это уйдет 20 дней как минимум, - разъясняет Кузнецова.
Если вы спросите, почему при покупке не оформляют гарантийный талон, в ответ услышите, что «у них гарантия по чеку». Но чек может потеряться или со временем выцвесть, истереться, порваться. Это будет уже не документ. И значит - никакой гарантии.
- Заставить работников в магазине проверить товар как следует или заполнить гарантийный талон непросто. Когда в «М.Видео» я покупала электрочайник и попросила его включить, продавец заявил, что «здесь нет воды» и согласился лишь щелкнуть выключателем. Чтобы показать, что лампочка в нем загорается. Между прочим, дома я обнаружила, что чайник этот ужасно гудит. Знала бы - не купила. А когда покупала кофеварку в «Эльдорадо» и потребовала оформить гарантийный талон, так понадобились несколько минут препирательств с продавцом и старшим менеджером. Я спросила у старшего менеджера: почему нарушаете правила торговли? Он ответил, что это политика компании! - предупреждает Надежда Ильинична. И настоятельно советует - если потребуется, то и заставлять продавцов проверять технику еще до оплаты и заполнять гарантийный талон.