Капризы у прилавка
Нам часто приходится слышать жалобы на челнинских продавцов: хамят, обманывают, нарушают закон. А вот работники торговли не жалуются на покупателей - профессиональная выдержка. Хотя могут рассказать много интересного. Директор одного из крупных челнинских магазинов считает, что с каждым годом покупатели становятся все более сложными:
«Ситуация ухудшается постоянно. Даже год назад не было такой агрессии, такого отношения к продавцам. И часто люди, проработавшие не один год, уходят из торговли вообще. Современная торговля повернута лицом к покупателю, и все законы на его стороне.
Например, если человеку не понравился товар, мы обязаны вернуть деньги. На днях женщина принесла полбутылки коньяка и сказала, что выпила половину, но алкоголь «не тот». Мы вернули деньги. Доходит до абсурда. Например, однажды пришла девушка с требованием вернуть деньги: «Я вчера купила у вас колбасу. А сегодня она у вас по акции дешевле. Верните разницу в цене». Причем колбаса уже была съедена.
Или требуют, чтобы мешок сахара мы доставили до квартиры, а когда мы начинаем объяснять, что доставкой не занимаемся, кричат, что это обязанность продавца.
Однажды в моем кабинете появилась женщина и сказала, что купила у нас салат и отравилась, и теперь мы должны выплатить ей компенсацию. Дело было в сентябре, а салат она съела в июле. Слово «компенсация» покупатель затвердил хорошо. Один из конфликтов дошел до самого верха. У нас в магазине яблоки сорта «Айдаред» были выложены в открытых палетах, на выбор покупателя, и расфасованные в пакеты. Женщина стала разрывать пакеты и выбирала яблоки оттуда, расшвыривая их. На замечание продавца, что яблок много в открытой выкладке и она может выбрать оттуда, покупательница сказала, что работа продавца - молча подбирать, а ее право - делать что заблагорассудится. А потом написала в Министерство торговли, что она кормящая мать, у нее пропало молоко и мы должны компенсировать ей страдания.
Покупатели наслушаются страшных историй про торговлю и приходят к нам, ожидая подвоха. Как-то показали по телевизору, что в магазинах апельсины водой накачивают. Может, в Москве есть время на это. А у меня в магазине каждый человек на счету. Каждый работник занят: вывозит, взвешивает, выкладывает товар. Одна покупательница, увидев оранжевые марокканские мандарины, стала громко возмущаться - зачем вы покрасили мандарины, почему они такие яркие?
Критику вызывает все. Даже низкая цена. Да, мы можем закупать продукты напрямую у производителя, продавать их дешевле. Но когда делаешь цену ниже, чем по городу, покупатели говорят «просроченное спихиваете?» Очень обидно. Сейчас к продавцам относятся как к отбросам общества. Работу свою очень люблю. Но если бы я знала, что доживу до таких времен, не пошла бы в эту профессию».
Другой работник торговли с 20-летним стажем считает, что бояться магазинов нужно было раньше: «То, что мы делали с продуктами раньше, при советской торговле, и потом, в 90-е годы, страшно вспомнить. Подпорченную курицу мыли хлоркой, мясо вымачивали в воде с уксусом, овощи подгнившие «маскировали» землей с газона: мочили, облепляли черноземом и продавали. Выбора не было - что привезли, тем и торгуй, выполняй план. А сейчас никто не станет так рисковать. Максимум - водой рыбу обольют для веса. А плохой товар сразу возвращается поставщику».