Игры в банке
Агент одного из предприятий по закупке сельхозпродукции Сергей стал клиентом одного из филиалов крупного банка потому, что здесь существует система «Телебанк».
- Мы закупаем продукцию в тайге, берем тоннами клюкву, чернику, бруснику, чагу, сушеные грибы. Стоит это миллионы рублей. Чтобы не возить эти миллионы из таежного райцентра (где сразу становится известно, какую сумму ты везешь, как и на чем ее везешь), деньги мы берем здесь. Деньги заказывает предприятие, а мы снимаем их со счета. Если снимаем наличными в кассе, то платим банку 1,5% за кассовое обслуживание.
А если предприятие перечисляет средства по агентскому договору через «Телебанк» (электронный счет), то процент за обслуживание - копейки. С электронного счета я могу снять деньги в кассе, могу перечислить на пластиковую карту и снять в банкомате, а могу отправить их на пластиковую карту продавцу, - рассказал Сергей. 3 ноября он открыл электронный счет в банке и обзавелся пластиковыми картами. В тот же день ему на карту предприятие перечислило большую сумму денег. А уже 5 ноября счета оказались заблокированными.
Несколько месяцев Сергей потратил на то, чтобы выяснить, почему доступ к деньгам ему перекрыт. Послал ради этого в банк несколько писем. Безрезультатно. Тогда Сергей обратился в суд с требованием взыскать деньги с карты и проценты с банка за пользование чужими средствами. Но суд в иске отказал.
На процессе выяснилось, что Сергей, во-первых, попал под подозрение согласно закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем...», а во-вторых, нарушил внутренние правила банка, запрещающие использовать систему «Телебанк» в целях бизнеса. Подозрения в отмывании доходов Сергей с себя снял, но нарушение внутренних правил банка крыть было нечем. Счет и после суда остался заблокированным.
- Все-таки не совсем понятно ведет себя банк. Если клиент нарушил его внутренние правила, то банк имеет полное право расторгнуть с этим клиентом договор и вернуть ему его деньги. Однако договор банк не расторгает и деньги не отдает, - обратила внимание на странность юрист Наталья Михалева. А Сергею все стало окончательно ясно на днях, когда он в очередной раз обратился в банк за разъяснениями.
- У меня есть запись разговора с сотрудниками, где они четко говорят, что от меня уже ничего не надо, кроме заявления на закрытие счета. По процедуре закрытия счета я получаю деньги в течение 40 дней после того, как подам заявление. Почему именно в течение 40 дней, они не объясняют, - рассказал Сергей. Он решил сменить банк, а с обидчиками судиться до последнего. Из принципа. Ведь получается, что целых полгода, пока Сергей затыкал дыры в финансировании поставок и нес убытки, банк спокойно пользовался деньгами, лежащими на его счете.