Мама, папа, помогите!

Это выступление семейного психолога Альбины Рэйс прозвучало сразу после композиции, показанной актерами театра «Коктейль» на сцене Городского дворца творчества детей и молодежи во время открытия очередного сезона работы Университета для родителей. Посмотрите, почитайте. Впечатляет. Кстати, университет для родителей открыт для всех, на занятия могут приходить кто пожелает. Никакой платы нет. Лекции на самые разные, но очень важные для родителей темы, читают известные в городе специалисты. Занятия проходят по субботам, время уточняйте во дворце.

Мы приносим свои извинения за то, что часть композиции театра коктейль в кадре не видна, сцена была затемнена. Но важно не то, что на сцене происходило, а то, о чем там говорилось.


Альбина РЭЙС:

Как наладить отношения с детьми?

Мы с вами только что посмотрели прекрасную музыкальную композицию подростков театра «Коктейль» на тему сочинений старшеклассников «Поговори со мною, мама...» и «Отец, мне нужен твой совет...» Меня очень тронула эта композиция. Слушая строки этих сочинений невольно думаешь, а что бы написал мой сын, моя дочь. Как уже сказали, у нас с мужем 8 детей, 2ое из которых на данный момент подростки, и мне так хотелось бы, чтобы в их сочинениях прозвучали другие строки, больше похожие на эти: «Мне так хорошо бывает дома, я счастлив, когда мы собираемся всей семьей по вечерам» или что-то в этом роде. Мне, я думаю, так же как и вам, хочется, чтобы наши дети вспоминали свой дом, как место где их любят, понимают, ждут. Ну так как же наладить отношения с детьми? Для начала, я хотела бы узнать, родители каких детей у нас присутствуют в зале. Пожалуйста, поднимите руки те родители, у кого дома маленькие детишки дошкольного возраста. Спасибо. А теперь у кого дома школьники начального и среднего звена. Спасибо, очень много. Ну а теперь поднимите руки те, у кого дети – подростки. Спасибо большое. Теперь я имею небольшое представление о вас. Попробую ответить на этот нелегкий вопрос «Как наладить отношения с детьми?», из личного опыта и своей психологической практики.

Представьте, что когда у Вас родился ребеночек, Вы завязали одну невидимую ниточку, которая объединяет вас. Малыш развивается, первая улыбка – новая ниточка, первое слово, первый шаг, смех – все это невидимые нити, которые связывают вас вместе. Ребенок продолжает расти, начинает петь, рисовать, бегать, радовать вас своими небольшими достижениями – все это новые нити в ваших отношениях. Вы тесно связаны между собой. Малыш вырос, идет в сад, в школу. Он нас многим радует, но дети – все-таки не ангелы, они обычные люди, такие как и мы с Вами, грешные люди. И бывает, что они делают такие вещи, которые нам не особо нравятся. К примеру, Вы приходите домой с работы, а у Вас под ногами в проходе лежит забытый портфель. Вы перешагиваете через него, а у Вас уже на душе уже не так хорошо и Вы делаете ребенку замечание. А теперь представьте, что каждый раз, когда Вы делаете ребенку замечание, за дело или вообще без повода, Вы надрываете одну ниточку, связывающую Вас с ним... Вы проходите на кухню, ставите тяжелые сумки на стол и замечаете, что стол весь в крошках. И Вы опять делаете ребенку замечание. Надорвалась еще одна нить. Очень важно, нам родителям, следить за тем, чтобы наша связь с ребенком оставалась крепкой. Заметив, что ниточка порвана, прошу Вас тут же завяжите новую, несколько новых, это не так трудно и оно стоит того. Если мы только делаем замечания и не вкладываем положительные моменты в отношения, то у ребенка к подростковому возрасту вырабатывается 2 манеры поведения в ответ на Ваши замечания: 1) он просто молча слушает (или не слушает) и не меняет своего поведения и 2) он начинает огрызаться на Ваши замечания и так же не меняет своего поведения. Если сразу не завязывать новые нити, то очень скоро наши дети будут похожи на этих подростков из музыкальной композиции. Завязывание новых нитей должно исходить от нас, родителей, Вы должны быть инициатором в налаживании отношений. Завязать новую нить не так сложно – спросить как прошел день в школе и внимательно выслушать без критики, похвалить за что-то, вместе приготовить ужин, помочь сделать уроки, вместе подготовить школьный проект, пойти вместе гулять, поиграть в настольную игру,... Есть разные способы завязать новую ниточку. Самый легкий способ, которым я хочу с Вами поделиться сегодня, это как говорить ребенку Комплименты. Я знаю слишком многих людей, которые говорят, что не умеют говорить комплименты и потому не говорят их. Еще есть люди, которые считают, что детей незачто хвалить и потому похвала в этих домах звучить очень редко. Вообще-то, говорить комплименты очень просто. Есть одна несложная формула, которая поможет нам сегодня в этом. Помните, раньше была такая интересная познавательная передача «Что? Где? Когда?»? Говорят, она и сейчас еще существует. Так вот, эта передача поможет нам запомнить формулу. А формула Комплимента такова: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? + ЧУВСТВА. Мы описываем достойное похвалы поведение ребенка и добавляем эмоциональной окраски, как это повлияло на меня. Объясню на примере: я пришла домой поздно вечером, а там вся посуда после ужина перемыта моими сыном. Используя эту формулу (не обязательно в строгом порядке что? где? когда?, но важно описать ситуацию) я бы могла так ему сказать на следующий день: «Сынок, когда я вчера вернулась домой и увидела, что вся посуда помыта и я тебя даже не просила об этом, мне было так приятно. Я знала, что ты позаботился обо мне и у меня очень сильно поднялось настроение. Ты у меня такой молодец!» В комплиментах очень важно сказать больше, чем просто: «Спасибо», «Молодец», так как эти слова как клише не регистрируются у нас в голове. Если спросить ребенка после простого «Спасибо» на следующий день помнит ли он, что его поблагодарили, большинство детей ответят, что они не помнят. Если же описать ситуацию, этим показав как она значима для вас и обязательно добавив чувства, мы открываем ребенку частичку себя и искренне показываем, что приносит нам радость, гордость, восхищение. Ребенок при этом начинает понимать, как его поступки влияют на Вас. Если Вы еще при этом комплименте крепко его обнимете, то он поймет как дорог он вам и как важны его действия для Вас. Обычно ребенок хочет еще увидеть Вас таким довольным, улыбающимся, гордым им и, сделав соответствующие выводы, будет больше стараться. Иногда родители жалуются, что незачто хвалить детей, вроде они и так делают то, что должны делать. Я говорю вам, дорогие родители, хвалите их за то, что они по-Вашему, «должны» делать. Как они узнают, что они поступают правильно, достойно, если от Вас не исходит подтверждения, ободрения? Хочу вас, присутствующих, спросить, у кого из Вас детки сами приходят домой, открывают сами дверь и находятся дома в отсутствии взрослых? Спасибо за руки. Похвалите их за это. Они молодцы! Далеко не все могут это делать! У кого из Вас дети сами разогревают или даже готовят себе кушать в обед? Много рук. Спасибо. Похвалите их за это. Они такие самостоятельные, они молодцы! У кого дети сами бегут на тренировки и кружки, закрывают за собой двери, едут в общественном транспорте? Похвалите их за это. Они достойны похвалы! У кого дети сами делают уроки? Не жалейте для них похвалы. У кого ребенок сам моет посуду? Выносит мусор? Может постирать свою одежду? Похвалите их за это. Они такие умницы! Они так нуждаются в Вашем ободрении, в Вашей похвале. Если у Вас маленький ребенок, который ходит в садик, и он только что научился сам одевать себе колготки. Вы уже хвалили его за это 1- 2 раза. Он нуждается в Вашей похвале и в 5 и в 10 раз. Именно так он понимает, что он что-то делает правильно, именно так он мотивируется делать больше и лучше. «Какая ты у меня умничка, сама одела на себя колготки. Я очень за тебя рада. Глядя на тебя я думаю, что ты уже такая большая, сама можешь о себе позаботиться. Молодец, дочка!» Эти слова так важны нашим детям. Не жалейте этих слов. Каждый раз Вы завязываете новую ниточку, вы становитесь ближе с ребенком. Он чувствует Ваше ободрение и хочет получать его еще. Не скупитесь на добрые слова. Этот мир достаточно жесток и холоден вне стен нашего дома, пусть в Вашем доме ребенку будет уютно и хорошо!

 

 
 

Комментарии

 
Добавить комментарий
 

Автоблог юриста

Статей: 6
Последняя запись:
05.12.2011
Комментариев: 255

Бесплатные консультации врачей

23.07.2012
Комментариев: 687

Блог Сергея Исичко

Статей: 7
Последняя запись:
05.07.2013
Комментариев: 77

Блог объявлений

11.04.2014
Комментариев: 8

Блог садоводов

Статей: 27
Последняя запись:
30.01.2017
Комментариев: 247

Медицинский блог

Статей: 2
Последняя запись:
20.02.2011
Комментариев: 72

ПоЛитБлог

Статей: 5
Последняя запись:
08.08.2013
Комментариев: 10

Потребительский (торговый) блог

Статей: 5
Последняя запись:
05.04.2011
Комментариев: 248

Развлекательный комплекс Pilot & AutoPilot

Статей: 1
Последняя запись:
01.01.1970
Комментариев: 0

Семейный блог Набережных Челнов

Статей: 10
Последняя запись:
23.07.2014
Комментариев: 493
Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
Забыли пароль?
« Регистрация нового пользователя »