Врачи в Татарстане вернули пациентам 907 тысяч рублей
Платные медицинские услуги – эта тема «раздражает» сегодня многих людей. Корреспондент «Челны ЛТД» поговорил о правах пациентов с директором территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) Республики Татарстан Алсу Мифтаховой.
- Алсу Мансуровна, все чаще прогнозируют введение в России платной медицины...
- Никаких предпосылок для слухов о переходе на платную медицину нет. Это не обсуждается ни на каком официальном уровне. По закону полис является документом, удостоверяющим право его владельца на бесплатное оказание медпомощи, предусмотренной в территориальной программе ОМС.
Таким людям безо всяких оговорок должна предоставляться бесплатно медпомощь в поликлинике, стационаре, скорая помощь в экстренной, неотложной и плановой форме. Ее оплачивают страховые медорганизации за счет взносов. Взносы по ОМС уплачивают за работающих граждан работодатели, а за неработающих – бюджет субъекта РФ.
- За что с пациента, имеющего полис, могут попросить оплату?
- Это прописано в Правилах предоставления платных медуслуг, принятых Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006. Например, граждане могут оплачивать медпомощь, предоставляемую анонимно, индивидуальный пост в стационаре, медпомощь и диагностику по самообращению (без медицинских показаний). Оплачивается пребывание в условиях повышенной комфортности.
- Но платные услуги становятся уже чуть ли не нормой в медучреждениях...
- Ежегодно в фонд ОМС и страховые медорганизации поступает более 1000и обоснованных жалоб. Половина из них обусловлена отказами в оказании медуслуг либо взиманием с граждан денег за помощь. Сегодня деньги с населения берут как официально, т.е. заключая договор платных, так и неофициально. При этом не всегда в пациенту разъясняют, что помощь можно получить бесплатно по полису.
А зачастую вводят в заблуждение. Вот пример - женщина обратилась с жалобой на то, что она по просьбе врача оплатила 35 тысяч рублей за операцию. В заключении договора платных услуг ей было отказано. В то же время при выписке из стационара больница выдала пациентке справку о том, что предварительная стоимость лечения за счет средств ОМС составила свыше 40 тысяч рублей. Таким образом, больница получила дважды оплату: сначала с пациента, а потом еще и со страховой компании.
Другой случай. В Казани в одной из больниц пациентам хирургического отделения предлагалось оплачивать наркоз. За него брали от 1,5 до 3 тыс. рублей, объясняя это тем, что такой вид обезболивания не входит в стандарт медпомощи. При этом по полису ОМС стоимость, например, операции на пазухах носа и верхних дыхательных путях с учетом обезболивания меняется в зависимости от ее сложности от 20 до 46 тысяч. Случаи двойной оплаты стали частыми, особенно при родах. Но пресечь их можно лишь по обращениям пациентов в фонд ОМС или страховую компанию.
- Что делать пациенту, если ему предложили заплатить?
- Если у него есть сомнения в законности оплаты, он должен обратиться к страховому представителю за разъяснениями и помощью. Для этого в фонде ОМС создан контакт-центр (телефон 8-800-200-51-51, звонок бесплатный). А если уже пришлось заплатить, надо получить в больнице договор, кассовые или товарные чеки.
- Есть шанс вернуть деньги?
- Есть. Надо с этими документами обратиться в свою страховую компанию. В 2015 году нам удалось добиться удовлетворения в досудебном порядке 92% обоснованных жалоб. Больницы добровольно вернули пациентам более 263 тыс. рублей. Остальные жалобы были рассмотрены в суде и удовлетворены также в пользу пациентов. Общая сумма возмещения, включая компенсацию морального вреда, составила 907 тыс. рублей.
#новостичелнылтд