Война с Uber: как интернет переформатирует устоявшиеся рынки
Сегодняшние бурные забастовки таксистов в Париже, Марселе, Экс-ан-Прованс свидетельствуют о нарастающем конфликте между реальным и виртуальным миром. Кто бы мог подумать, что интернет-компания со штаб-квартирой в Сан-Франциско может вывести сотни яростных таксистов жечь покрышки на дороги Франции? И не только во Франции – подобные забастовки проходили год назад и в Лондоне, когда тысячи кэбов заблокировали центральные улицы города, протестуя против той же Uber. В Берлине, Мадриде и других европейских городах таксисты провели подобные бойкоты. В России забастовка против Uber, GetTaxi и Яндекс.Такси прошла намного более мирно в феврале 2015 года.
Общая картина требования у таксистов – Uber и подобные онлайн сервисы привлекают водителей без лицензии, устанавливают тарифы, не согласуя их с водителями, отчисляют себе слишком высокий процент, при этом мэрия не поддерживает таксистов. Трудно представить, чтобы, например, представители отелей вышли бастовать по всему миру из-за засилья Airbnb (тоже, кстати, из Сан-Франциско), ведь благодаря этому сервису путешественники начали намного больше останавливаться в квартирах и апартаментах.
Быстрая и удобная подача такси является безусловным плюсом онлайн-сервисов, что привлекло к ним колоссальное число клиентов. Но вот качество самой «офлайн» услуги перевозки далеко не всегда бывает на высоте. Водители могут не знать города, не отличаться вежливостью, состояние их машин не всегда соответствуют ожиданиям пассажиров. Долгое время водитель был хозяином положения, а желания клиента были как бы вторичны. Сейчас ситуация переворачивается и многих устоявшихся игроков рынка это не устраивает – им приходится больше конкурировать, сдавать различные экзамены, показывать свои машины экспертам. Всю эту «головную боль» им организовали онлайн-сервисы, которые должны следить за качеством предоставляемых ими услуг, иначе пользователи перестанут ими пользоваться. Таким образом, произошло оборачивание виртуальных сервисов на реальные (изначально предполагалось, что онлайн-сервисы «просто» помогут существующим структурам), и теперь виртуальные Яндекс.Такси,
Uber и другие диктуют таксистам, как нужно работать. В сегодняшнем мире такое оборачивание становится нормой, которую невозможно игнорировать, если компания хочет остаться на плаву.
Глобальная конкуренция, организованная с помощью интернет, вызывает передел и переформатирование устоявшихся рынков. Безусловно, такой передел не может пройти тихо и незаметно, без каких-либо конфликтных ситуаций.