В Челнах делают «чистый воздух»
В производственном корпусе ООО «РариТЭК», заставленном грузовыми автомобилями и автобусами, в том числе и с работающими двигателями, на удивление чистый воздух. Все потому, что оснащены они газовыми двигателями, работающими на природном газе (метане). Разница сразу же почувствовалась, когда в корпус заехал обычный «КАМАЗ», чадящий солярой. На нем завезли очередное автобусное шасси для установки газобаллонного оборудования. Основной профиль компаниии «РариТЭК», которую мы посетили - производство и поставка автомобильной техники с газовыми двигателями «КАМАЗ», работающими на природном газе (метане). А точнее, здесь устанавливают газобаллонное оборудование на грузовые автомобили и автобусы.
- План на этот месяц - 120 машин, - говорит начальник цеха Сагит Гараев. - Из них 30% - автобусы «НефАЗ», 25% - мусоровозы на базе «КАМАЗ-4308», 25% - переоборудование автобусов волжского завода, 20% - самосвалы «КАМАЗ-65115».
- А заказчики кто?
- Большой заказ Краснодарского края на мусоровозы с газовыми двигателями. И ООО «Газпром-Газомоторное топливо». Много автобусов приобретается для городов Татарстана.
Татарстан является одним из пилотных регионов, где планируется осуществить перевод на природный газ общественного, специального и коммунального транспорта. Для обеспечения Универсиады были задействованы 130 автобусов «НефАЗ» на метане, приобретенных у компании «РариТЭК». Немало метановых автобусов после Универсиады досталось и Челнам.
У нас к тому же построены две АГНКС, одна из которых пока из-за невостребованности законсервирована. А пока по Набережным Челнам продолжают бегать чадящие черными выхлопными газами маршрутки. Гендиректор «РариТЭКа» Рафаэль Батыршин, заглядывает дальше. Недавно он заявил, что скоро по Каме и Волге будут ходить катера на газомоторном топливе.
- Пока это только планы, - говорит по этому поводу Сагит Гараев. - Но сегодня в России уже есть тепловозы и даже самолеты, работающие на сжатом газе. А что касается катеров, то скорее всего, они будут работать на криогене - это тот же метан, только охлажденный при температуре минус 168 градусов до жидкого состояния. Так он гораздо меньше места занимает.
Сторонников использования автотехники на газовом топливе становится все больше. И большинство автопредприятий и автолюбителей в первую очередь думают не об экологии, а о своем кармане. Ведь в среднем природный газ стоит в 2-2,5 раза дешевле дизельного топлива. Например, окупаемость газового автобуса на 5 месяцев быстрее дизельного аналога.
Правда, многих пугает опасность газобаллоннного оборудования. Вот, например, весной этого года в Москве взорвался газовый баллон на автобусе. По счастливой случайности люди не пострадали.
- Там использовался газовый баллон второго типа, который производится в Орске, - говорит ведущий инженер отдела сервиса газобаллонного оборудования ООО «РариТЭК» Шамиль Даминов. - У них упрочняется армирующим слоем только цилиндрическая часть. А сферическая металлическая горловина остается открытой. При заправке баллон как бы дышит - раздувается, а потом возвращается в исходное состояние. И через некоторое время на пограничной полосе армирующий слой отрывается, туда попадает влага, начинается коррозия металла, и баллон теряет прочность. И на том автобусе эту сферическую часть оторвало. У нас же используются баллоны третьего поколения, которые производятся в Ижевске. Баллоны из алюмиевой цельной трубы для придания прочности полностью обматывают армированным стекловолокном на эпоксидной смоле, создавая оболочку типа кокона. После сборки из партии баллонов выбирают любой и проводят испытания на прочность. Надувают до давления разрыва. Вот у нас в учебном классе стоит образец после испытания. Этот баллон разорвало при давлении 780 атмосфер. А рабочее давление 200 атмосфер. То есть он выдержал почти четырехкратное превышение. И потом баллоны каждые три года должны проходить проверку.
Кроме того, баллонный вентиль имеет систему безопасности. Здесь внутри есть так называемый скоростной клапан. Если при аварии трубку оторвет, клапан закрывается и перекрывает выход газа. А если машина загорится, чтобы баллоны не взорвались, при температуре 110 градусов срабатывает клапан, и газ стравливается, то есть он не взрывается а выгорает. Все это должны знать люди, которые занимается эксплуатацией и обслуживанием газомоторной техники, потому что проходят обязательное обучение.
Сергей РОДАЧЕВ