Татьяна Малинина и ее интернет-магазин
Товар она небольшими партиями заказывает и получает из Китая, а ее покупатели - это длинный список друзей на страничке "ВКонтакте" и в "Инстаграм". Покупатели Татьяны приобретают у нее вещи на треть дешевле, чем это обошлись бы им в брендовых магазинах. Бизнес идет непросто. Но Татьяне нравится.
- Мы жили с мужем в Казани. Он занимался утилизацией отработанных автомасел, содержал нас с сыном. Благодаря ему я и смогла открыть дело, - рассказывает Татьяна. Сидя в соцсети, она увидела, что в ней стало появляться все больше коммерческих страниц. В ранней молодости Татьяна была продавцом одежды и обуви. Ей всегда нравилась одежда и вещи. Она стала разбираться в том, как устроена Интернет-торговля. Сумела выйти на производителей копий брендовой одежды и сумок в Китае и выстроила путь вещей до покупателя в России и за рубежом.
- Есть сайт фабрик "Тау бау", но для России он закрыт. Для регистрации аккаунта на нем нужно иметь китайский номер телефона, счет в местной платежной системе (счет в китайском банке), - говорит Татьяна. Поездка в Китай для нее дело и сейчас невозможное. Китайского языка она не знала. Но через год открыла аккаунт "у китайцев". И узнала, что товар с фабрики китайцы в Россию не повезут. Пришлось искать того, кто станет ее адресом в КНР.
- Есть карго-компании, фирмы, которые имеют свои склады, транспорт и доставляют товары в Россию, - говорит Татьяна. Через год, потратив 100 тысяч рублей на телефонные переговоры и онлайн-трафик, Татьяна выстроила систему закупки и доставки товара в Москву, Казань и Челны.
Вот пример ее цен. В КНР на фабрике пару мужских ботинок она покупает за 3 тысячи рублей. В зависимости от транспорта (авиа, авто, ж/д) цена доставки до Москвы колеблется от 5 до 14 долларов за килограмм, а пара мужских ботинок в коробке весит больше килограмма. Плюс 350 рублей за доставку ботинок в грузовике из Москвы. В итоге цена растет с 3 до 5 тысяч. Покупатель отдает их Татьяне и оплачивает ее процент. Если цена товара до 10 тысяч рублей, то она берет с клиента 20% «сверху», если дороже 10 тысяч - процент снижается до 10. В месяц Татьяна зарабатывает от 15 до 50 тысяч рублей.
Откуда взялись покупатели? Тот год, пока Татьяна разбиралась с поcтавками, она одновременно собирала "друзей" в соцсетях - рассылала по 30-40 просьб добавить ее во френдленту. Примерно половина обращений достигала цели. Сейчас у Татьяны 4500 друзей. Теперь она "продвигает" товар. Фотографирует вещи, а снимки выкладывает в сеть. Там уже 10 тысяч фотографий.
- Я стараюсь соблюдать закон о защите прав потребителей. Покупая вещи через Интернет, люди нередко получают в натуре не то, что видели на фотографии. При этом на сайтах магазинов почти всегда есть предупреждение, что товар возврату или обмену не подлежит. У меня на страничке написано: "Что видите на фотографии, то и получите". Кроме того, я принимаю товар обратно и возвращаю деньги, если те же ботинки покупателю не подошли или не понравились, - говорит Татьяна.
Но как можно вернуть товар и получить свои деньги, если продавец от тебя за тысячи километров? И как можно гарантировать честный возврат, если ты требуешь сначала прислать товар, а только потом обещаешь переслать деньги? В самом начале торговли вещи на продажу Татьяна покупала за свои деньги. Покупателям сообщала, что товар в наличии. Кто поверил - пересылал ей за товар деньги на банковскую карту, после чего она отправляла товар. Так появились первые покупатели, которые подтвердили на страничке, что их не обманули.
Татьяна набивала «шишки», пока искала в Китае добросовестных производителей-поставщиков. Несколько раз было так, что ей присылали не то, что она заказывала. Например, вместо натуральной кожи сапоги и ботинки было изготовлены из жутко пахнущей «химии». Но цену предоплатой китайцы выставляли как за чистую кожу. Товар обратно Татьяна не отсылала, продавала здесь по бросовой цене. Так она потеряла около 30 тысяч рублей. Зато нашла действительно надежных изготовителей и поставщиков. Теперь она по-честному получает то, что заказывает. И ничего возвращать не приходится. Самой Татьяне клиенты возвращали товар всего дважды. В обоих случаях была причина: не подошел размер".
Сейчас Татьяна мечтает открыть сеть шоу-румов - комнат показа товара, которые есть у серьезных Интернет-магазинов. Но кризис позволяет об этом пока только мечтать.
Сергей ИСИЧКО, isichko@chelnyltd.ru