Российские стартапы рвутся на глобальный рынок
На прошлой неделе при поддержке Фонда “Сколково” делегация представителей 10 российских стартапов отправилась с выездной презентацией в Сингапур. Одновременно стало известно об открытии офиса в Сан-Франциско московской инвестиционной компании Target Ventures, планирующей как привлекать инвестиции для российских стартапов, так и вкладывать деньги в зарубежные проекты. И это далеко не первый венчурный фонд, пытающийся во времена кризиса дифференцировать свои риски таким образом.
Привлекательными инвестиции делает доход, который они приносят. Венчурные инвестиции отличаются от простых тем, что они приносят прибыль при продаже компаний в будущем, а не в результате получения дивидендов в процессе. Поэтому самым главным стимулом для инвесторов, как ангельских, так и венчурных фондов, является наличие выходов, т.е. продаж их портфельных компаний. «На российском рынке сегодня таких выходов крайне мало, – оценивает обстановку Сергей Фрадков, управляющий партнер стартап-акселлератора iDealMachine. – Влияет на то и кризис, и политическая ситуация. Как результат, те инвесторы, у кого есть такая возможность, начинают больше вкладывать в проекты за рубежом, например, в Израиле или в США».
Те же из них, кто продолжает вкладывать в проекты в России, хотят, чтобы их проекты выходили на глобальные рынки как можно скорее. Большинство экспертов в переориентировании отечественных стартапов на глобальный рынок видят единственно возможную перспективу развития российского венчурного рынка. «Наше конкурентное преимущество – это огромное количество грамотных и относительно недорогих специалистов. И если кризис заставит этих людей мыслить глобально, значит, можно констатировать его позитивный эффект», - делится надеждами Евгения Смородникова, директор Founder Institute в Санкт-Петербурге.
«Сейчас, возможно, самый правильный момент для того чтобы открыть собственное дело, – говорит Евгения Смородникова. - Кризис многим показал, что стабильность иллюзорна, можно потерять любую работу в какой бы то ни было кампании, поскольку в трудные времена сократить могут даже самого, казалось бы, незаменимого человека. На этом фоне запуск собственного стартапа выглядит уже не столь рискованным. Мы это заметили по тому, как увеличилось число квалифицированных программистов, ищущих не хороших зарплат, а участия в доле или приобретения акций компании».
Пример - идея мобильного e-mail-клиента MailBurn Даниила Павлюченко, заинтересовавшего впоследствии бизнес-ангелов Кремниевой долины, родилась прямо за барным столом, за которым будущий Даниил вместе с сотрудниками студии CoffeeLab (организатора Founder Institute в Питере) обсуждал возможности для приложения своих усилий и талантов. В то же время Алексей Козлов (стартап Habilect – комплекс для реабилитации после инсульта) пришел в фонд с уже готовым прототипом и определенным опытом предпринимательства. По результатам выпуска Алексей получил максимальный балл и помощь в запуске продукта на рынок. Сейчас он заключает контракт с крупным медицинским дистрибутором, который выведет его продукт на массовый рынок Европы.