Рестораторы, риэлторы, мебельщики: как они переживают кризис
На «КАМАЗе» объявили, что в ноябре на предприятии не будет дней простоя. Наверное, больше всего этому обрадовались сами камазовцы, которые уже устали получать урезанную зарплату. Когда почти треть взрослого трудоспособного населения города вынуждена экономить, торговля и услуги тоже страдают. «КАМАЗ» начинает работать. Но предприниматели пока не связывают с этим свои надежды на лучшее будущее.
Одними из первых дефицит клиентов почувствовали кафе и рестораны. Выкручиваются по-разному: одни заведения сокращают часы, а то и дни работы, другие пересматривают меню в пользу более бюджетных по цене блюд. Давать оптимистичные прогнозы с этой сфере пока не спешат. Во-первых, не наблюдается ажиотажа на заказы традиционных предновогодних банкетов. Для сравнения - в позапрошлом году в ноябре на вторую половину декабря все вечера в заведениях общепита были уже расписаны наперед. Платили за это в среднем 2500-3000 на человека. В нынешнем году и заказов меньше, и суммы скромнее - заказчики хотят уложиться в 1,5 тысячи. Во-вторых, существенно меньше стало крупных заказов на проведение свадеб и юбилеев. Если раньше под юбилей нередко снимали весь зал в кафе или ресторане, то сейчас ограничиваются 1-2 столиками.
Продавцы одежды и обуви, наоборот, ждут наплыва посетителей. В канун Нового года и предстоящих корпоративов жители города Набережные Челны традиционно обновляют гардероб. Начало года тоже изобилует праздничными датами. Правда, ставку продавцы делают в основном на женщин. Как рассказала «Челны ЛТД» сотрудница одной из федеральных сетей готовой одежды, в новых коллекциях ассортимент женской одежды существенно преобладает. Впрочем, после праздников начнется сезон распродаж, которыми мужчины, особенно молодые, тоже не гнушаются. Это прогноз ближайших 4 месяцев, дальше в торговле пока не заглядывают.
Достаточно чувствительно безденежье камазовцев сказалось на мебельщиках. По словам руководителя челнинской фабрики "Идея комфорта" Ивана Шигина, на производстве кризис не сказался, объемы не упали. Но фабрика теперь больше работает на соседние регионы. А вот в магазинах "Идеи" в Набережных Челнах чувствуется спад продаж примерно на 25-30%. В среднем челнинская семья частично меняет мебель примерно раз в 5 лет. Но мебель - далеко не первая необходимость, поэтому не стоит ожидать, что первую же полную зарплату горожане потратят на новый диван или кухонный гарнитур.
В агентствах недвижимости Набережных Челнов также отмечают, что продажи квартир по сравнению с аналогичных периодом прошлого года упали примерно на треть. И даже месяца явно недостаточно для того, чтобы рынок "ожил". К примеру, специалисты АН "Кама" называют срок до полугода. Ведь проблема падения спроса на жилье даже не в том, что ставки по ипотечным кредитам немного выше, чем в прошлом году. Проблема в том, что покупку жилья многие челнинцы отложили до лучших времен, так как не уверены, что их доходы будут стабильны.
Не жалуются только крупные продуктовые сети. Директор одного из магазинов рассказала редакции, что в году обычно есть несколько прогнозируемых сезонных спадов. Это конец лета и осень, когда многие собирают урожай на дачах или закупаются дешевыми овощами у дачников и после празднования Нового года, когда кошельки у многих челнинцев пустые. Впрочем, праздничная торговля эти спады «отрабатывает» в другие периоды.