Покупатели уходят в интернет
Шопоголиком можно быть и не выходя из дома. Билеты, книги, одежда, дома - все это продается в интернете. И можно спокойно перебирать товары, сидя дома, а не сбивая ноги в торговых центрах.
По прикидкам специалистов, уже в этом году рынок интернет-продаж в России вырастет более чем на 45% и составит около полутриллиона рублей. Сейчас покупают в интернете люди более молодые, в первую очередь, жители крупных городов. Людей более консервативных многое еще пугает, например, отсутствие кассовых чеков, затруднения с обменом-возратом, невозможность потрогать и увидеть товар. Но, в целом, плюсы перевесили минусы. Например, так как продавец не несет расходов на аренду и зарплату работниов, цены у него ниже.
«Выбираю в интернете одежду, иногда игрушки. Это недорого, и выбор намного больше, чем в наших магазинах. Не рискну покупать белье», - сообщает активный интернет-покупатель Ирина. Но интернет часто предлагает товары, которые в Челнах найти невозможно. «Покупаю в интернете мало и вынужденно. Но только там есть магазин одежды для женщин с большой грудью. Приходится выписывать, хотя я предпочла бы купить вещи, имея возможность их примерить», - рассуждает Юлия.
На челнинском Главпочтамте сообщили, что поток посылок за счет виртуального шопинга растет с каждым годом. В посылочном траффике (10 500 штук в месяц) сейчас интернет-покупки составляют до 70%. «Помните, в 70-е годы в стране была развита продажа товаров через «Посылторг», - оценили ситуацию специалисты Главпочтамта. - Люди получали товары почтой, объем пересылок был огромный. Теперь объемы вновь приближаются к тем годам». Причем в этот поток не входит пересылка заказчикам косметики «AVON» по каталогам, она считается отдельно и достигает 5000 коробок в месяц.
Из реала - в онлайн
Интернет-магазинов, являющихся «приложением» к магазинам реальным, в Челнах мало. Немного бытовой техники. Совсем чуть-чуть доставки продуктов на дом. Все бизнесы «по еде» жили недолго и закрылись, оставив после себя неживые сайты. Возможно, дело в том, что челнинцам предлагали не онлайн-магазины продуктов, а сервис «купим и привезем».
«Такие сервисы, как интернет-магазин продуктов, могут быть успешными, только существуя при реальной розничной торговле. Либо, как московский «Утконос», при большом стартовом вложении денег, - рассуждает Андрей Куликов, директор по развитию одной из городских торговых сетей. Он открыл интернет-магазин летом 2011 года как дополнительную услугу городской сети магазинов. «Мы открыли сервис не с целью увеличить продажи, а скорее с исследовательским интересом, - уверяет Андрей. - Никаких особых условий для открытия такого магазина нет, нужно только соблюдать ограничения на торговлю спиртным: по возрасту и времени».
Андрей считает, что онлайн-магазины пока не популярны у челнинцев по ряду причин: «Во-первых, в городе нет пробок, и на дорогу в магазин много времени не тратится. Во-вторых, есть недоверие к качеству продуктов, которые могут привезти. Мы кладем в интернет-заказы самые лучшие фрукты, молочко с самым свежим сроком годности, потому что для нас это не канал сбыта, а репутационный проект».
Чаще всего челнинцы заказывают тяжелые товары, или, если идет акция, этот товар в большом количестве. Как-то покупательница заказала 25 килограммов сахара и поторапливала доставку - везите скорее, варенье на плите. Или мужчина по болезни не мог выходить из дома и 2 месяца покупал продукты только в интернет-магазине, - пожалуй, это самые яркие случаи на памяти интернет-торговцев.
Из сети - в жизнь
Если торговля едой может выжить только как приложение к реальному магазину, то со специфическими товарами дело обстоит наоборот. Павел открыл интернет-сексшоп после того, как не смог купить нужные секс-игрушки для себя и жены. В его интернет-магазине все разложено по полочкам-рубрикам, с картинками, описаниями и видео. Оказалось, продавать такой деликатный товар удобнее именно через сайт - 90% заказов делается через заявку на сайте, и только каждый десятый решается общаться с продавцом по телефону. Учитывая «стеснительность», предусмотрели доставку не на конкретный адрес, а на любую указанную точку, вплоть «до второго столба от светофора». Самые популярные товары - хай-тек вибраторы, а средний чек от 3000 до 5000 рублей. Мужчины и женщины покупают поровну. Хозяин интим-магазина планирует перевести его и в реал, но уверяет, что вполне можно прожить на доходы от интернет-торговли.
Посредник
Китайцы предлагают миру много, дешево и очень разнообразно. Ворохи ярких модных платьев по 5 долларов и босоножек по 10 долларов завораживают. Но разобраться с их системой доставки еще нужно суметь. Разобравшиеся делают из этого свой бизнес.
Азиза Абдуксаттарова сначала заказывала за границей вещи для себя, потом начала помогать друзьям и знакомым с доставкой. Сейчас она под заказ доставляет челнинкам товары с разных, в основном, китайских, ресурсов. Для общения с заказчиками она завела страничку ВКонтакте.
Основные ее заказчики - женщины, особенно с детьми. Не все успевают ходить по магазинам, когда на руках малыш. Но и товар у Азизы очень дамский: платья, духи, сувениры, обувь и игривое белье с корсетами. Последние, кстати, пользуются особенным спросом. За свои хлопоты она берет «организационный сбор» - 15% к цене товара и доставки. Всем этим Азиза занимается в свободное от основной работы время.
Анжелика АКУЕВА