Нужно ли Набережным Челнам брать кредит «на трамвай»?
О строительстве новой трамвайной ветки власти объявили еще в 2012 году. Тогда было завершено проектирование ветки длиной 12,5 километра от проспекта Сююмбике до остановки «Пединститут». Цена стройки на тот момент была равной 527 миллионам рублей. Средства горисполком рассчитывал получить из бюджета Татарстана.
В сентябре 2013 года свои деньги городу предложил Европейский банк реконструкции и развития. В это же время мэр Василь Шайхразиев договаривался о кредите со столичными банкирами из Сбербанка, ВТБ и Банка Москвы. К тому времени уже было решено, что трамвай переходит в городскую собственность.
"Доходная часть предприятия должна увеличиться. Мы заходим в те микрорайоны, где жители будут пользоваться трамваем", - сказал тогда Шайхразиев. Позднее было объявлено, что Набережные Челны намереваются брать кредит от ЕБРР (предположительно на 10 лет). Банкиры предлагали 800 миллионов рублей. Трамвайщики решили брать около 350 миллионов на обновление парка трамваев и 150 миллионов на строительство трамвайных линий.
Василь Шайхразиев особо подчеркнул, что возврат кредитов будет осуществляться не только за счет выручки "Электротранспорта", но и от участия в федеральных и республиканских бюджетных программах.
Мэр предлагает разбить сумму кредита на порции: «Подвижной состав сразу не нужен. Поэтому транш разделенный — на 450 миллионов и 350 миллионов потом. И 450 миллионов - тоже в три этапа: 200, 100 и 150 миллионов. Сегодня нам надо 200 миллионов, через 6 месяцев - 100. А через 3 месяца еще 150. А потом будет понятно, сколько денег понадобится на подвижной состав».
«Когда трамвайная линия закольцуется, серьезно поменяем транспортную логистику в городе, включая автобусные маршруты, - объявлял о планах города Василь Шайхразиев. - Сделали бы и "зеленый коридор" в Челнах, чтобы из одного конца города в другой можно было добраться за 40-45 минут».
Договор с банкирами пока не подписан. А вчера из читателей сайта chelnyltd.ru прислал нам эту тему для опроса челнинцев. Вот его письмо…
«Нужно ли городу брать кредит в 800 миллионов на новую трамвайную линию? В городе в свое время некоторые говорили, надо запустить большие автобусы и в городе очень многие будут ездить. Но я был мнения, что это особо и не нужно. И я был прав, желающих ездить на них очень мало! Теперь в городе решили построить новую трамвайную линию. И я уверен, что в этом нет необходимости. Кто-то ввел в заблуждение нашу власть неточными расчетами.
В городе есть маршрутки и эти маршрутки куплены за деньги частников. Заплатить за новую линию 800 миллионов - неокупаемый расход, миллионы никогда не окупятся. В Казани построили ласточку скоростную и пассажиропоток в 12 раз ниже запланированного - убыточно.
Цена за проезд такая же, как в маршрутках и какой смысл от трамвая? У маршруток скорость хорошая! От одной новой скоростной трамвайной линии все остальные трамваи все равно быстрее ездить не будут!
800 миллионов можно потратить на социальные расходы. Можно квартиры подарить врачам и сотрудникам полиции - они спасают чужие жизни. На детскую безопасность деньги выделить, ведь что важнее и красивее, новые красивые трамваи как памятник о себе оставить - или спасенные человеческие жизни? Предлагаю голосовать варианты: А - за строительство; Б - против строительства; В - строительство отложить до лучших времен и кредит пока не брать; С - деньги пустить на другие расходы».
"Челны ЛТД": В таком виде мы и выкладывем этот опрос. В этом разделе на сайте уже можно голосовать. Только ответы мы немного переформулировали (поскольку предложенный вариант С – это «нецелевое использование кредита», мы написали так – С: «кредиты нужны на другие цели», и D: «мне все равно» - есть ведь и такие челнинцы).