Когда «КАМАЗ» «вывезет» экономику города?
Экономический кризис в стране особенно больно ударил по автомобилестроению. Российский рынок грузовиков в 2015 году рухнул более чем на 60%. Естественно, это негативно сказалось на состоянии "КАМАЗа" - упал спрос на продукцию, начались простои. Это сразу же отразилось на экономике всего моногорода Набережные Челны. Горожане стали беднее - с учетом индекса цен на товары и услуги размер реальной зарплаты снизился на 6%. Упали и оборот розничной торговли, и доходы города. «Торговцы на рынках только и ждут, когда "КАМАЗ" получит зарплату, а в остальные дни продажи стоят. Таксисты «на луну воют», если спад на «КАМАЗе». Достигли ли мы дна кризиса, пока неизвестно. Но осенью «КАМАЗ» вышел из простоя и начал входить в нормальный рабочий график. В сентябре вместо запланированных 2855 с конвейера сошло 2980 большегрузов. В октябре "КАМАЗом" выпущено 3495 машкомплектов. Благодаря увеличению числа заказов предприятие продолжает работать по обычному рабочему графику и в ноябре. К заводчанам возвращаются «полноценные» зарплаты. Если "КАМАЗ" завел мотор, то поедет и весь город. Только вот как быстро он выедет из "ямы"?
- Я занимаюсь финансовым анализом. Но прогнозировать, когда будет улучшение, пока не могу, потому что это может быть сезонное улучшение, - говорит владелец компании "Альгиз" Антон Яковлев. - Финансовое состояние города улучшит то, что Набережным Челнам присваивается статус Территории опережающего развития (ТОР). Именно за счет тех, кто сюда будет привлечен, должна улучшиться ситуация, как в городе, так и на "КАМАЗе", который получит новых клиентов. А в целом выхода из кризиса и заметного улучшения раньше конца 2016 года вряд ли стоит ожидать.
- Рынок конечных потребителей и рынок корпоративных клиентов, на которых мы работаем, примерно в тех же долях зависит от состояния "КАМАЗа" и других крупных предприятий, как в целом экономика города, - говорит гендиректор ООО "Деловой Центр Форт-Диалог" Денис Нитенко. - Я знаю, что сейчас у "КАМАЗа" увеличилось количество заказов. Здесь сыграл свою роль и сезонный фактор, потому что лето - это всегда спад, а с началом осени обычно всегда подъем.
По моим прикидкам, все-таки этот кризис не похож на кризис 2008-09 годов, потому что тот кризис был характерен резким паденим и резким восстановлением. И падение, и взлет произошли буквально за полтора-два года. Этот кризис имеет более растянутую природу. И я думаю, что как скатывание было пологим, так и выползать мы будем сложнее - по более пологой траектории. Мой прогноз - будет получше в ближайшее время, чем было весной и летом. Но полное восстановление ожидаю не раньше 2017 года. В том числе восстановление доходов города, доходов «КАМАЗа» и связанных с ними доходов людей.
- Когда город почувствует на себе улучшение ситуации на "КАМАЗе", точно не могу сказать. Каждый кризис по-своему ощущает, - говорит гендиректор Торгово-промышленной палаты, гендиректор мебельной фабрики Иван Шигин. - Взять мебельную промышленность. Если человек вложился вовремя в рекламу, к нему пошли, у него купили. А у другого кризис - это конкуренция. Когда "КАМАЗ" начнет полноценно работать, городу будет хорошо. Но пока люди напуганы тем, что работы может не быть, они экономят на всем. Покупают только продукты и товары первой необходимости. Мебель и автомобили особо не покупают. Я даже не могу сказать, сколько времени нужно, чтобы выйти из этого состояния.
Но должен сказать, что обстановка в городе немного стабилизируется за счет других предприятий, в том числе и малого бизнеса. Мы расчитываем на программу ТОР, которая очень сильно поможет предприятиям Челнов. Ведь здесь будут те же условия, как в особой экономической зоне "Алабуга".
- Когда оживляется работа на "КАМАЗе", она оживляется почти одновременно и на других предприятиях, которые вместе с ним работают в одной цепочке, - говорит начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства горисполкома Наталия Кропотова. - Но чтобы почувствовать положительные изменения, нужно, на мой взгляд, не менее трех месяцев.