Как контролируют поставщиков «КАМАЗа»
Когда речь заходит о деятельности крупных компаний, все чаще употребляется термин «комплаенс». Он означает контроль бизнеса – как внутрикорпоративного управления, так и управления внешней деятельностью компании. Так называемые комплаенс-риски включают в себя несоблюдение требований закона, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, кодексов поведения и т.д.
Комплаенс пришел в Россию вместе с западными компаниями. Наибольшее распространение он получил в финансово-банковской сфере. В 2014 году Банк России принял решение о введении во всех банках службы внутреннего контроля, которая по существу выполняет функции комплаенс-контроля.
Система внутреннего контроля, направленная на противодействие коррупции, существовала в ОАО «КАМАЗ» и ранее. Но в современном виде внедрение процедур комплаенс началось в компании в 2010 году, после приобретения акций компанией «Даймлер». «Один из наиболее важных вопросов - закупки, - подчеркивают на «КАМАЗе». - За 5 лет здесь проделана большая работа. Экономия от отказа от поставщиков, отношения с которыми содержали коррупционные риски, составила более 7 млрд. рублей. Но и сегодня остается "потенциал" для работы».
Любого поставщика, уличенного в коррупционной схеме, компания отправляет в «черный список» навсегда. Попытки зарегистрировать новое юрлицо и начать поставки под новым именем будут пресечены. Все потенциальные партнеры проверяются на связи с проблемными поставщиками. Изучаются и компании, возникшие «из неоткуда».
Основные критерии, которым нужно отвечать, чтобы стать поставщиком «КАМАЗа», озвучил в феврале этого года заместитель гендиректора ОАО "КАМАЗ" по закупкам Рустам Шамсутдинов. Необходимо, чтобы компания-поставщик была зарегистрирована в России. Будут проверяться ее кредитная и налоговая истории. Принципиально и то, чтобы в этой компании не работал сотрудник «КАМАЗа», чтобы избежать "конфликта интересов". И никаких посредников - только прямые контакты.
Но суть комплаенс-контроля заключается не только в защите компании от коррумпированных партнеров, но и в защите поставщиков от недобросовестных действий ее собственных сотрудников, вымогающих взятки и преследующих личную выгоду. В службе комплаенс-контроля «КАМАЗа» даже вывели два основных признака, по которым можно выявить недобросовестные действия таких сотрудников: 1. Они ведут переписку с личной электронной почты или с необезличенного почтового ящика компании; 2. Они противодействуют праву поставщика принять участие в процессе испытания опытной партии.
Служба комплаенс на "КАМАЗе" напрямую подчиняется генеральному директору и подотчетна совету директоров. В ней работает около 20 человек. Но в процесс комплаенса вовлечено большее количество людей - служба взаимодействует со службой безопасности, службой закупок, дилерами и другими участниками процесса.
Некоторые поставщики, желая заключить договор с таким крупным производителем, как «КАМАЗ», все же пытаются подкупить его сотрудников. Но в компании предлагают в таком случае обращаться на телефон «горячей линии» 8 (8552) 37-18-37 или направлять свои сообщения на электронный адрес compliance@kamaz.org.