Кафе: закрытые и выжившие
Обед - ежедневная проблема тысяч работающих людей, у которых нет офиса или производственной столовой. И тот предприниматель, который может накормить клиента вкусно, быстро и недорого, вроде бы обязан быть успешным.
Это теория. А на практике в прошлом году закрылся «Хлебосольный дом», несмотря на то, что стоит на бойком месте, среди офисов. Резко сократила количество своих демократичных кафе «Камилла». Для крупной торговой сети кафе были спутниковым бизнесом: некоторые заведения работали успешно, другие приходилось поддерживать. Теперь, когда изменения в налогообложении увеличили «оброк» на этот бизнес с 14 до 34%, держаться за репутационные проекты стало труднее. Тем более, что в кафе семейного формата не продавали алкоголь и сигареты, а также озвучивали принципиальную позицию «мы не продаем вчерашнее». Кафе пришлось «сокращать», оставив только самые «раскрученные места». «Нельзя сказать, что кафе - дело неприбыльное, - комментируют ситуацию в сети, - если заниматься только этим бизнесом, он вполне жизнеспособен».
Некоторым демократичным заведениям все же удается выживать. Хозяева сети «Колобок» несколько лет назад заметили, что в городе негде быстро и недорого поесть. «Мы заезжали в кафе, - рассказывают владельцы, - где обслуживание велось через официантов, этот формат для деловых людей неудобен, жалко тратить час-два на перекус. Решили: нужно кафе, которое будет работать через раздачу, как в советских столовых. В Казани такие столовые уже были, а у нас - нет».
Бизнесмены угадали с форматом. Теперь «колобков» уже три, и поесть в них можно от 60 рублей. Как же нужно кормить челнинцев, чтобы они вернулись и привели коллег?
«В общепите необходимо учитывать все мелочи, начиная с порога, чтобы клиенту нравилось находиться в заведении, - делятся хозяева «Колобков», - помимо вкусного обеда, клиент должен получить хорошие эмоции, а это приятная музыка, приветливое обслуживание, чистота и много других моментов, которые очень важны и которым мы уделяем большое внимание. И потом, мы предложили людям ассортимент, ведь многие покупают не внутренним «хочу», а глазами, оценив, как аппетитно еда выглядит. Наш принцип: линия раздачи должна быть переполненной разными блюдами. И тогда, даже если человек просто зашел поесть каши, он захочет что-то еще».
Анжелика АКУЕВА