Экспертам по транспорту заплатят миллионы
Еще осенью прошлого года было объявлено, что к изучению пассажиропотока в Челнах собираются привлечь специалистов ЗАО "Научно-исследовательский проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" (НИПИ ТРТИ) из Санкт-Петербурга. Его сотрудники утверждают, что во многих городах транспортное движение до сих пор изучают по советским учебникам, а они готовы предложить большое количество исследований, используя современные технологии. Это учреждение на 100% принадлежит международной компании Sweco, которая в 2011 году выкупила акции института. Sweco известна своими проектами в Скандинавии и Китае.
Институт предлагает варианты по развитию транспортной системы с расчетом потенциальных изменений на 20 лет вперед, с учетом новой трамвайной линии, новых и будущих жилых микрорайонов, диагностики дорог.
- Вы думаете, это всё бесплатно?! Такая работа будет стоить миллионы рублей! – предупреждают лидеры некоммерческого партнерства «Союз камских перевозчиков». - Какая главная цель для всех? Изучить пассажиропоток, верно? Но это можно сделать, не выкладывая такие деньги. У нас каждый водитель и перевозчик знает, сколько он своих пассажиров перевозит. Это опыт, наработанный годами.
Многие считают, что после создания новой транспортной схемы в городе начнут курсировать только большие автобусы. Но очевидно, что тогда увеличится интервал движения общественного транспорта. Вместо 2-3 минут вы будете ждать «Нефазы» минимум 10 минут, так как они не будут часто ездить ради десятка пассажиров.
«Каждый должен заниматься своим делом, сапоги должен тачать сапожник, пироги печь – пирожник, - вспомнил пословицу начальник городского отдела транспорта и дорожного хозяйства Ильфат Исмагилов. - В том, что специалисты из Санкт-Петербурга профессионалы своего дела, сомневаться не приходится. Серьезную работу они проводили во многих городах страны, в том числе и в Казани. Договор с ними еще не подписан.
Цену вопроса называть не буду, но речь идет не о десятках и не о сотнях тысяч рублей, а именно о миллионах. Для точных расчетов они готовы на наших остановочных павильонах прикрепить камеры наблюдения. В салонах общественного транспорта установить спецустройства, которые позволят подсчитать всех входящих и выходящих пассажиров. Всё это стоит денег».
Не раскрывают стоимость своих услуг и представители института: - Во-первых, пока договор не подписан, смысла в этом не видим. Во-вторых, будет зависеть от того, какие силы будут привлечены в Челны и в каких масштабах будет проведено исследование. Предстоит ответить на многие вопросы: каковы транспортные потоки в вашем городе, насколько загружены проспекты, на чем люди предпочитают ездить, почему они предпочитают ездить именно по определенному маршруту и т.д.. У нас трудятся дорожники, мостовики, экономисты, градостроители, экологи, программисты, математики, социологи, многие из которых - кандидаты технических и экономических наук». Компания разрабатывала проект кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, участвовала в подготовке проекта высокоскоростной магистрали Москва - Казань - Екатеринбург.
- Если будущий анализ может продемонстрировать, на какой вид общественного транспорта необходимо делать ставку в Челнах, то на такое дело средств не жалко, - говорит заместитель гендиректора ООО «Электротранспорт» Евгений Архипов. - В нашем полумиллионном городе должен быть нормальный общественный транспорт. В Челнах должно быть место и трамваю, и автобусам, в которых можно безопасно перевозить пассажиров.
- У трамвайщиков свои интересы, - считают водители маршрутных микроавтобусов. - Если в городе останутся большие автобусы и вагоны, то пассажиры чаще будут выбирать рельсовый транспорт. Зачем мне ждать 15-20 минут «Нефаз», когда трамвай из старой части в Новый город курсирует каждые четыре минуты? Конечно, я сяду в вагон.
«Когда нет однозначного мнения, лучше обратиться к независимой организации, которая может дать объективную оценку, - считают в городском отделе транспорта. - Не зря этому примеру последовали в Казани».
Если стороны договорятся, то специалисты из города на Неве могут начать работу в автограде в феврале. Но финансы являются не единственным барьером. Челнинские градоначальники хотят увидеть результаты исследования уже в мае 2015 года. Но некоторые эксперты считают, что для объективных выводов потребуется год. А автобусные перевозчики не исключают, что власть попросит их скинуться на оплату услуг питерских экспертов.