Чем заняться в кризис?
Какой бизнес лучше открывать именно сейчас, во время западных санкций и сложной экономической ситуации? Редакция "Челны ЛТД" спросила об этом у известных предпринимателей города.
Иван Шигин, руководитель Торгово-промышленной палаты города Набережные Челны и региона Закамье:
- В кризис лучше новый бизнес вообще не открывать. Если вы чем-то до этого занимались - не менять профиль. Известно, в пик кризиса под ударом чаще всего оказывается строительный бизнес. А спрос растет на товары первой необходимости – продукты, бытовую химию, канцтовары и т.д. Автомобили, бытовая техника, мебель большим спросом не пользуются. Все, кто имел деньги на руках, затоварились еще до Нового года.
Что же касается вложений в реальный сектор экономики, то все зависит от того, какая идея и сколько денег у начинающего производственника имеются в наличии. Брать кредит в банке под 25% – серьезный риск. Хотя именно в кризис появляются госпрограммы поддержки бизнеса.
Скоро ТПП Челнов будет оказывать помощь при оформлении льгот на проекты по импортозамещению. Субсидии даются производственникам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014-2015 годах на пополнение оборотных средств. И (или) на финансирование текущего производства. В случае если процент по кредиту выше величины ключевой ставки (17%).
Татьяна Кондратьева, ООО «Школьная мода», руководитель Ассоциации легкой промышленности:
- В легкую промышленность точно не стоит вкладываться, в этой сфере все захватили китайцы. В последние годы на плаву оставались 5 российских текстильных предприятий. Сейчас и они на ладан дышат. Поскольку такую дешевую рабочую силу, как в Китае, нигде не найдешь. А нас душит кадровый голод. Основной набор швей производим из числа тех, кто возвращается из мест не столь отдаленных. Ставка только на бывших зэков и пенсионеров.
Что же касается заказов, то их катастрофически не хватает. Сити-менеджер Челнов обратил внимание на челнинских швейников, но изменить он ничего не в силах. Заказывать больше местной продукции пока не стали. И это понятно. Везде свои люди, везде договоренности. Думаю, сейчас лучше всего вкладывать средства в сельское хозяйство. Продукты нужны всегда. Особенно местные, экологически чистые.
Сергей Кулиш, директор ООО «Трансторгсервис», депутат горсовета, председатель совета предпринимателей при мэре города:
- Сейчас прогнозы не работают. Предприниматели в растерянности - планировать свою деятельность в условиях валютных скачков сложно. Надо учитывать, что в кризис потребительский спрос снижается. Ясно одно – если открывать своё дело, то в секторе импортозамещения: продукты питания, одежда, стройматериалы и т.д.
В такие времена бывают востребованы и ремонтные предприятия, СТО, предприятия сферы услуг. Но рассчитывать, что бизнес «не выстрелит» сразу, не стоит. Период становления займет не менее 2-3 лет.
А вот что ответили на этот вопрос бизнес-звезды в России. Вадим Дымов: продукты питания, сельское хозяйство (та же соя), мелкая машиностроительная логистика или комплектующие для сборки. Олег Тиньков: все, что связано с медициной: БАДы и лекарства, аптеки, клиники. Сергей Белоусов: экспортный IT-бизнес, который разрабатывает технологии в России, а продает по всему миру. Александр Кравцов: продукты питания, внутренний туризм.