Челны или Агрыз?
Деньги «съели» без проекта
Проект строительства высокоскоростной железной дороги из Москвы до Екатеринбурга по-прежнему еще не разработан. Но аудиторы уже подсчитали, что новая ветка для «летающих составов» может лишить авиаперевозчиков до 80% пассажиров.
Планы...
Напомним, что высокоскоростную магистраль (ВСМ-2) собираются проложить к чемпионату мира по футболу, который состоится в России летом 2018 года.
Современные составы смогут развивать скорость до 400 километров в час, и расстояние в 1595 километров можно будет преодолеть всего за 6-7 часов, тогда как нынешний поезд тратит на этот путь более суток. А до Казани из столицы страны можно будет добраться за каких-то два-три часа.
Будет ли маршрут проходить через Набережные Челны, до сих пор не ясно. Сейчас ВСМ-2 находится в стадии предпроектной разработки (обоснование инвестиций, концепция и т.д). Как известно, наш город находится на отшибе крупных железнодорожных сообщений, и чтобы добраться до Казани или Москвы приходится делать крюк до Агрыза. А новое строительство может соединить нас «по железке» не только с крупными городами запада и востока страны, но и даст возможность преодолевать расстояния гораздо быстрее.
В министерстве транспорта республики говорят, что инициаторы проекта планировали проложить железнодорожную магистраль параллельно федеральной автотрассе М-7 - через Владимир, Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Уфу. С ответвлениями в Ижевск, Пермь, Нижний Тагил, Челябинск и Тюмень. Но не исключают и другое направление – через Агрыз - важный и крупный железнодорожный узел.
...и деньги...
Недавно аудиторы заявили, что самые значительные потери от появления конкурента в виде ВМС-2 понесет воздушный транспорт. Если классическая железная дорога лишится выручки в размере 206 миллиарда рублей, то авиакомпании – около 402 миллиардов. Авиарейс Москва - Екатеринбург один из самых востребованных в стране, у линии 4-е место по количеству авиапассажиров, уступает только перелетам из Москвы в Питер, Сочи и Краснодар. В списке популярных и авиарейс Казань-Москва – в сутки 28 вылетов, а из Челнов до первопрестольной ежедневно совершается пять рейсов. Средняя продолжительность перелета 1 час 42 минуты, так что, если учесть необходимость предварительной регистрации (минимум 40 минут до вылета) и удаленность аэропортов от города (особенно в Москве), в случае прокладывания новой магистрали через Челны и Казань скоростные преимущества авиатранспорта становятся, как минимум, призрачными.
Правительством Свердловской области создана ОАО «Проектная компания ВСМ-2». Их совместная деятельность уже вызвала обвинения в коррупции. Амбициозный проект уже «съел» из областной казны около 200 миллионов рублей, а результаты расходования этих средств неизвестны. Куда конкретно ушли эти деньги, объяснить не смогли даже местным депутатам.
Ленар БАТЫРШИН.