Агрегаторы захватывают челнинский рынок такси
В Набережных Челнах, если посмотреть телефонный справочник, работает более 50 компаний, предоставляющих услуги такси. Но в основе своей это уже не традиционные таксопарки. Рынок захватывают так называемые агрегаторы услуг такси, строящие свой бизнес на основе онлайн-сервисов. Они посредники между перевозчиками и пассажирами, заключающие с таксопарками или частными водителями договоры. В городах-миллионниках, за которые в первую очередь идет борьба, они уже захватили до 30% рынка (не считая Москвы, где эта цифра более 60%). Их "щупальца" дотягиваются и до глубинки, где их доля уже превышает 3%.
Сегодня такси можно заказать как через традиционную диспетчерскую, так и через мобильное приложение со смартфона или планшета. И все больше горожан прибегает к именно к такой услуге. Очень удобно зайти в мобильное приложение, указать маршрут, выбрать тариф, персонально подобрать автомобиль или просто вызвать ближайший и в режиме онлайн наблюдать, как он к вам движется.
Многие из челнинских перевозчиков так или иначе уже работают с мобильными приложениями. Кто-то использует раскрученные онлайн-сервисы, а кто-то даже разрабатывает свои. Или дорабатывает уже известные приложения своими бонусными программами. Например, одна из челнинских компаний сообщила, что уже в сентябре будет вводить промокоды. Если клиент воспользовался их мобильным приложением первый раз, то за первую поездку ему будет скидка (сумма пока обсуждается). Потом на его смартфон поступит промокод. Если он его отправит своим друзьям для того, чтобы они также "подсели" на это мобильное приложение, то этому человеку за каждого из них будут начисляться бонусы, которые будут поступать на его баланс.
Но на ведущих ролях "акулы" этого бизнеса. Такие, как компания "Максим". Родом из Курганской области, она со своим фирменным мобильным приложением работает в 114 городах России и еще 11 городах Украины, Казахстана, Грузии и Болгарии. Рынок этот довольно закрытый, но примерно подсчитано, что под эгидой этой сетевой компания совершается около миллиона перевозок в день. Если оценить среднюю поездку в 100 рублей и учесть то, что с водителей берется комиссия в 10%, то за день компания зарабатывает 10 млн. рублей.
Понятно, что с такими "бабками" можно смело заходить на любой рынок, где демпинг, агрессивная реклама, завлекательные условия для наемных водителей помогают его завоевать. Что и происходит в том числе и в Набережных Челнах. Здесь уже несколько таких компаний. Как рассказал корреспонденту "Челны ЛТД" менеджер одной из них, у них есть договор о взаимопомощи. В случае избытка заказов у одной компании она делятся ими с другими союзниками. И конкурировать с ними местным перевозчикам очень трудно.
- Давят они нас, - сетует руководитель местной компании, - снижают цены, и мы также вынуждены их снижать. К ним идут, потому что они предлагают, например, низкий процент комиссии с цены поездки - 10-12%.
- А в вашей компании сколько?
- А у нас фиксированная ставка - 20 рублей с заказа по городу независмо от стоимости поездки.
- Но ведь ваш проблемы "до лампочки" клиентам, они получили дешевое такси.
- Сейчас-то уже нет. Сейчас они уже завоевали рынок, у них есть клиентура, и цены немного выровнялись. Вот когда в наш город зайдет еще и "Яндекс-такси", вот тогда вообще будет "весело".
Пока агрегатор не является монополистом, у перевозчиков еще есть выбор, работать с ним по выставленным тарифам или не работать. Но те, кто отказываются, становятся перед лицом жесткой конкуренции.
- Раньше у нас был свой автопарк из 60 машин, сейчас это нерентабельно, - добавляет другой местный перевозчик. - Сетевые компании работают с наемными водителями, демпингуют, и мы не можем с ними конкурировать и содержать свои машины. Пришлось от своего автопарка отказаться. Сейчас также работаем с наемными частниками.
- Говорят, что к нам заходит "Яндекс-такси". Вы могли бы заключить договор с ним?
- Чтобы начать, они сейчас ищут местные компании. И на нас выходили еще год назад и потом еще раз недавно по поводу того, чтобы мы предоставили свои машины для их приложения. Первоначально условия предлагаются нормальные, можно было бы поработать. Но о дальнейшем они умалчивают. То есть не предоставляют информацию, что будет в перспективе. А общаясь с руководителями такси других городов, доводилось слышать, что в первое время все было хорошо, а потом, когда этот онлайн-сервис раскручивается, приучает к себе клиентов, начинает диктовать свои условия. А те руководители становятся у них просто "бригадирами".
Я не думаю, что для пассажиров цены сильно упадут. Перед сетевыми компаниями в первую очередь стоит задача вытеснить местных с рынка. А потом, когда останутся одни, также начнут цены поднимать и диктовать свои условия. Это мы, местные компании, сейчас еще им поперек горла стоим. Они не могут здесь полностью хозяйничать, так как пока не являются монополистами.
Не все планы агрегаторов легко претворяются в жизнь. Около 1.5 лет назад "Челны ЛТД" писала о намерении онлайн-сервиса с одним из ведущих мобильных приложениий inDriver войти в Набережные Челны. Но, дозвонившись до офиса этой фирмы, мы услышали, что это мобильное приложение в нашем городе "не раскрутилось".
#новостичелнылтд