"КАМАЗ": минусы превращаются в плюсы
По итогам первого полугодия выручка "КАМАЗа" увеличилась на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) и составила 42,3 млрд рублей. Но при этом чистая прибыль компании сократилась в 5,8 раза и составила 27,5 млн. руб. (АППГ - 161,5 млн. руб.). Объемы займов автогиганта увеличились, но при этом его кредиторская задолженность уменьшилась... Разобраться в деталях редакции "Челны ЛТД" помог директор агентства безопасности бизнеса "Альгиз" Антон Яковлев, который проанализировал опубликованный недавно бухгалтерский отчет ПАО "КАМАЗ" за 1-е полугодие 2016 года.
- Действительно, рост продаж по сравнению аналогичным периодом прошлого года впечатляющий, видно, что по объемам и оборотам "КАМАЗ" выходит в плюс, - комментирует Яковлев. - Это не может не радовать, потому что рост продаж влечет за собой увеличение рабочих мест. И это подтверждается тем, что тот момент, когда на "КАМАЗе" люди работали 2-3 дня в неделю, прошел, и компания уже объявила о выходе на полноценную рабочую неделю. Но есть еще и немало минусов.
Как видно из бухгалтерской отчетности, в первом полугодии прошлого года себестоимость продаж составляла 106% по отношению к выручке. Это значит, что себестоимость производства машины выше той цены, по которой она продается. А в первом полугодии 2016 года этот процент увеличился до 112. Другими словами, себестоимость продаж в первом полугодии прошлого года составляла 32 млн. рублей, а в этом 47 млн. Получается, само по себе производство "КАМАЗа" ненамного, но убыточное. На мой взгляд, это делается специально, чтобы удержать и даже увеличить долю рынка. Ведь совершенно очевидно, что в идеале себестоимость должна быть меньше, чем выручка. А как это сделать? Самый очевидный способ - поднять цены на конечный продукт, то есть на автомобили. Но в этом случае можно потерять большое количество клиентов, потерять долю рынка. А сейчас все делается как раз, чтобы эту долю увеличить. Потому что, чем больше доля рынка, тем больше объем продаж, тем больше будет выручка за единицу времени. Соответственно, тем больше можно будет распределять полученных финансовых ресурсов.
- "КАМАЗ" сознательно идет на это, чтобы не потерять свое конкурентное преимущество?
- Да, я так думаю. Основное конкурентное преимущество "КАМАЗа" - это надежные недорогие машины. Но с другой стороны, эти потери компенсируются за счет дополнительных доходов и уменьшения расходов. Вот, например, в бухгалтерском отчете есть такая графа "Прочие доходы", которые в первом полугодии 2016 года составили 6 млрд. рублей. Это доходы от дочерних предприятий, от сдачи в аренду площадей, складов и т.п. Это те доходы, которые не связаны с основной деятельностью. Они компенсируют минус себестоимости и выручки. И мы видим, что чистая прибыль за минусом всех расходов осталась в плюсе и составила 27,5 млн. рублей. Но это немного, если посмотреть, что в первом полугодии прошлого года она составляла 161,5 млн. Но нужно учесть, что в целом по 2015 году, с учетом второго полугодия, убыток "КАМАЗа" был 3 млрд. рублей. Поэтому не берусь прогнозировать, как это выйдет к концу 2016 года.
Но судя по тому, как растет объем выручки и увеличивается количество продаж, я думаю, что все-таки удастся выйти на чистую прибыль и по итогам года. Мы видим, что более-менее стабилизация экономики уже наступила. И в конце этого-начале следующего года ожидается ее рост. И благодаря политике импортозамещения и тому, что "КАМАЗ" - действительно надежная и недорогая машина - увеличение спроса на нее продолжится. То есть тенденции положительные.
- А как можно соотнести рост займов "КАМАЗа" и в то же время уменьшение его кредиторской и дебиторской задолженностей?
- Если посмотреть бухгалтерский баланс, заемные долгосрочные средства действительно увеличились: по долгосрочным обязательствам более чем на 3 млрд. рублей, а по краткосрочным - чуть более 1 млрд. Но это не повлекло увеличения кредиторской задолженности. Значит, старые займы по большей части закрыты. И что радует, при значительном увеличении выручки, размер дебиторской задолженности пусть незначительно, но снижается. А ведь увеличение выручки, как правило, пропорционально влечет и рост "дебиторки", и рост «кредиторки». А здесь мы видим, что уровень дебиторской задолженности по отношении к выручке сам по себе не очень большой и еще и снижается. В первую очередь это говорит о хорошем финансовом управлении в плане работы со своими должниками.
- И о том, что потребитель стал более платежеспособен?
- Да, и потребитель более платежеспособен, и к подбору клиентов более тщательно относятся, чтобы не допускали нарушений платежей.
- Рост выручки и уменьшение дебиторской задолженности позволяют больше гасить собственных долгов?
- Да, в любом случае компания гасит свои долги, в том числе и за счет хорошей работы с дебиторской задолженностью. Потому что "дебиторка" - это своеобразные резервные средства, которые не задействованы в обороте. И за счет грамотной работы с ней можно как раз увеличить оборотные средства. Именно это и происходит, потому что выручка значительно выросла.
На перспективу показатели хорошие. Поэтому я и говорю, что к концу года "КАМАЗ" может выйти на чистую прибыль, даже, несмотря на то, что пока себестоимость продаж больше, чем конечная цена продукта. Но это уже такая коммерческая стратегия - это делается именно для захвата рынка.
- То есть "КАМАЗ" в этом случае смог минусы этого кризиса превратить в плюсы?
- Получается так. По крайней мере, глядя на цифры, можно сказать, что "КАМАЗу" банкротство точно не грозит.
#новостичелнылтд