"Есть расходы бюджета - есть экономический рост в России. Нет расходов - нет роста..."
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка: Экономические перспективы конца 2016 и 2017 года за последний месяц значительно ухудшились. И этому есть несколько причин. Ухудшение настроений началось уже в сентябре, когда ЦБ РФ публично объявил о своем нежелании снижать ставки до 1-2 квартала 2017 года. Это стало огромным разочарованием для рынка и заставило многие компании пересмотреть как прогнозы, так и свои планы с учетом более высокой стоимости денег, что не может пройти бесследно для динамики экономики в ближайшие месяцы.
Коммуникация ЦБ рискует ухудшить и без того слабую динамику банковского кредитования. По итогам сентября корпоративный кредитный портфель российских банков продолжал снижаться, с апреля 2016 года снизился на 2,5%. Компании погашают долги не только в России, но и за рубежом. Если погашения внешнего долга в первом полугодии 2016 составляли, по предварительной оценке, буквально несколько миллиардов долларов, то по итогам 9 месяцев 2015 года российские эмитенты заплатили по внешнему долгу 15 млрд долларов. Таким образом, сокращение кредитного плеча говорит о сокращении планов по финансированию на будущее и является тревожным знаком для экономических прогнозов на 2017 год.
Не добавляет уверенности и неопределенность с экономическими прогнозами правительства. За октябрь, в процессе подготовки проекта бюджета на 2017-2019 гг, правительство меняло свои макроэкономические прогнозы три раза: сначала прогнозируемый рост на 2017 год виделся на уровне 0.6% г/г, потом 0.2% г/г, затем опять был повышен до 0.6% г/г. К сожалению, такой разброс оценок говорит о том, что даже на уровне правительства не просматриваются перспективы восстановления экономики. Хотя с момента девальвации 2014 года прошло уже много времени, и экономика уже могла бы найти механизмы, чтобы воспользоваться благоприятным изменением относительных цен.
Кроме того, неуверенность Министерства экономического развития в своих прогнозах является также признаком значительного давления на него со стороны Минфина, что интерпретируется многими участниками рынка как сигнал того, что Минфин «решает все» и что балансирование бюджета является задачей номер один. Следующий шаг в этом размышлении приводит к тому, что правительство будет заинтересовано в ослаблении курса любой ценой и, соответственно, к растущим девальвационным ожиданиям.
Беспокойство по поводу слабого рубля оправдано и потому, что по итогам 3 квартала Россией зафиксировано крайне слабое значение счета текущих операций. Он был сведен с профицитом $1,9 млрд, хотя мог оказаться и отрицательным, но удержался в положительной зоне исключительно благодаря статистическим корректировкам данных за первое полугодие 2016. В итоге, если первоначально ЦБ РФ оценивал процифит счета текущих операций в $15,9 млрд за 1П16, то по итогам 9м16 процифит составил всего $15,6 млрд. Кроме того, в 3К16 был зафиксирован рост импорта товаров на 4,6% г/г, что указывает на то, что период сокращения импорта завершился и при прочих равных роста импорта на 12% г/г в 2017 г хватит, чтобы текущий счет стал дефицитным. Это безусловно создает предпосылки для возникновения фундаментального давления на валюту, как только цены на нефть пойдут вниз.
Макроданные за сентябрь оказались противоречивы. С одной стороны, динамика потребления оказалась лучше ожиданий – оборот розничной торговли снизился всего на 3,6% г/г против снижения на 5,1% г/г в августе. Безработица осталась на уровне 5,2%, рост номинальных зарплат был пересмотрен с уровня 5,8% г/г в августе до 9,7% г/г, и по итогам сентября рост составил 9,4%. С другой стороны, объем промпроизводства, который по итогам 2К16 демонстрировал рост на 1,0% г/г, в 3кв16 снизился на 0,1% г/г за счет того, что в июле и сентябре промпроизводство падало и росло только в августе. Ухудшение показала и динамика строительства, снизившегося на 4,2% г/г в сентябре, после замедления падения в июле-августе в среднем до 2,5% г/г.
Одним из факторов поддержки в ближайшем будущем будет исполнение бюджета. По решению правительства Минфин выделит 800 млрд рублей на финансирование госгарантий, ранее обещанных оборонному комплексу. Это позволит погасить обязательства перед банками и поддержит сектор в 2017 году. Россия, таким образом, остается в жесткой парадигме роста за счет бюджета – есть расходы бюджета, есть рост, нет расходов бюджета, нет роста.
#новостичелнылтд