Секонд-хенды закрываются
В Набережных Челнах за последние пару лет поубавилось количество секонд-хендов, - магазинов, где продают бывшие в употреблении вещи, привезенные из-за границы. Уменьшилось количество торговых точек у владельцев нескольких магазинов, другие вовсе прикрыли бизнес. О том, что происходит в этом сегменте рынка дешевой одежды, «Челны ЛТД» рассказали владельцы магазинов секонд-хенд.
Причин «усыхания» бизнеса называется много. Арендная плата ставится все выше, рекордными темпами растут таможенные пошлины, и все трудней провести товар через таможню из-за разных проволочек. И главное - хороший товар, произведенный в Европе и Америке, дорожает, а мы не богатеем. Секонд-хенд для россиян перестает быть способом дешево одеться, оставаясь источником качественных товаров. Но качество покупатель найдет только в том случае, если продавец заказывает или привозит вещи напрямую из-за границы или из Питера и Калининграда. Владельцы небольших отделов, покупающие товар в Челнах, часто не могут предложить эксклюзив.
Один из старожилов бизнеса на своем примере объяснил, как изменились условия и возможности: «Раньше мы из Норвегии возили, это были практически деньги в мешках. Но уже пять лет, как Северная Европа не отдает вещи, открыли свои магазины «Фритекс». Там люди экономные». Для ношеной одежды в городах установлены специальные контейнеры, куда каждый может принести ставшие ненужными брюки, платья и шарфы. Затем эти вещи попадают в магазины «Фритекс». Наш собеседник рассказывает: «Во многих странах есть секонд-хенды, и в Осло, и в Токио. Мы же — бедные, и не можем закупать вещи, выпущенные в западных странах. Они сделаны качественно и потому очень дороги». Некоторые владельцы секонд-хендов, которые могут предложить приличный ассортимент, строят свой бизнес на специализации. Например, ориентированы только на детские или спортивные вещи. В Ижевске развиты секонд-хенды клубного типа, они работают без рекламы, все покупатели лично знакомы продавцу.
В Набережных Челнах есть магазины такого типа, есть представительство огромной международной сети секонд-хендов с иностранным капиталом. Есть отделы, хозяева которых делают закупки непосредственно в Челнах. «На челнинском оптовом складе цены выше, чем я продаю», - говорит владелец клубного секонд-хенда. Доказательства тут же: на его полках юбки, шорты, кофты стоят по сто-двести рублей. У клиентов челнинских оптовиков нередки цены в 300-500 рублей. Да и ярлыки не могут порадовать охотников на бренды. Порой новые вещи на распродажах у марок того же уровня в Челнах и Казани стоят дешевле.
Причина плохого ассортимента и высоких цен, по мнению директора двух магазинов Рината Шарафутдинова, в посреднической цепочке, последним или предпоследним пунктом которой становятся города вроде нашего. Сначала из заграницы вещи приходят в Калининград или Санкт-Петербург. Там происходит отбор лучших товаров. Далее их отправляют в Нижний Новгород, потом в Казань, и только потом - в Челны. Все, что не забрали в предыдущих городах, попадает к нам. Цена при этом только растет. Клиент уходит. «В Питере 500 секонд-хендов! - говорит Ринат. - О чем это говорит? Там есть спрос, и он поддерживается тем, что одежда хорошая. Мы иногда берем в Москве, в Питере товар, но это чревато. Прежде чем нашел хороших поставщиков, пообжигался. Удаленно заказывать товар проблематично. Столичные склады работают с местными покупателями, и у подавляющего большинства поставщиков товар можно смотреть на складе. Вот стоят 10 мешков одной и тоже же позиции. Все можешь открыть и выбрать тот, какой нравится. Оставшееся отправляют в регионы. Один раз прислали откровенный хлам.
Также большую роль играет то, что предоплату нужно делать, а это тяжело. В Челнах платишь через неделю. Но товар идет через несколько складов: Нижний Новгород, Казань, где также отбирается лучшее. Были даже случаи, когда говорили поставщикам, что не будем у них здесь брать, будем ездить к ним же на склад в Казань. Они руками разводят: как хотите. Наверное, если бы вместе владельцы магазинов сказали: прекращаем брать товар, пока не начнете нормальный возить, руководители складов задумались бы». Ринат размышляет, как бы могла здесь помочь отраслевая ассоциация: вместе проще добиться качественных поставок и снова вернуть клиентов в секонд-хенды.
«Наш покупатель - люди с зарплатой 10-12 тысяч рублей, бабушки. 90% потребителей приходят к нам из-за цены. Оставшиеся 10% приходят искать эксклюзив и готовы платить за него немалые деньги. Но на них бизнес не построишь, приходится ориентироваться на тех, кто идет за недорогой качественной одеждой. А именно по ним ударило повышение цен на ЖКХ. Нас предупреждали, что зима будет тяжелая, но что настолько тяжелая - не думали даже те, кто нас предупреждал», - говорит директор секонд-хенда, открывшегося год назад.
Те клиенты, которые не совсем утратили покупательской способности, развернулась в сторону сетей магазинов дешевой одежды, а их появилось в Челнах немало. Мотивированные на покупку новой вещи в начале сезона, люди приходят в отделы, где предлагают новые вещи по цене секонд-хенда. Кто-то объясняет проблемы секонд-хендов запахом от одежды. Но он объясняется дезинфицирующей обработкой, а у новых вещей — ненатуральными материалами, из которых изготовлена одежда и обувь. Качество? Открытия ждут после первой стирки - одежда-то одноразовая. По мнению продавцов, покупатели с маленьким доходом сами все поймут и сделают выбор. Главное, чтобы и торговцы секонд-хендом не подкачали и предложили интересный ассортимент.
На фото: В таком виде приходит Секонд-хенд в Челны
Ольга Арминен