Почему они так решили?
...19.12.2011 г. приняты Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 1017 и 1018, согласно которым количество поездок граждан льготных категорий по единому месячному социальному проездному билету и транспортной карте ограничено до 30 в месяц. При этом льготы сохранены для всех категорий граждан.
* Это:
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- военнослужащие, лица, работающие на военных объектах и объектах тыла в период Великой Отечественной войны;
- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- ветераны труда;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации;
- лица, сопровождающие инвалидов I группы (III степени ограничения способности к трудовой деятельности) или детей-инвалидов;
- лица, награжденные знаками "Почетный донор СССР", "Почетный донор России";
- инвалиды;
- сотрудники ряда государственных органов (МВД, МЧС, Прокуратура, ГУФСИН, ФСБ, работники соц.службы, аппарата мировых судей Республики Татарстан);
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- лица, награжденные государственными наградами Республики Татарстан, установленными Законом Республики Татарстан "О государственных наградах РТ";
- пенсионеры.
Единый месячный детский социальный проездной билет: - дети-инвалиды, дети из многодетных семей, дети-сироты.
Данное решение обусловлено тем, что отсутствие ограничения поездок выражается в двойной оплате со стороны бюджета транспортных расходов: 1. В виде ежемесячной денежной выплаты. 2. В виде компенсации разницы между стоимостью поездок по льготному проездному и ее стоимости согласно установленным тарифам.
Необходимость введения данных мер
Следует трезво оценить все факторы, влияющие на ситуацию: адекватность использования данной льготы, возможности бюджета, состояние транспортного комплекса, условия проезда граждан, оплачивающих проезд по установленным тарифам и реальное количество людей, на которых данная мера повлияет (около 126 тыс.человек – 3% от населения республики),.
В настоящее время количество граждан, относящихся к льготной категории составляет – свыше 1 млн.человек.
В бюджете Республики Татарстан предусмотрены денежные средства на ежемесячную денежную выплату. В 2011 году выделено 2,5 млрд.рублей, в 2012 году расходы бюджета по данной статье составят около 3 млрд.рублей. В части компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий в 2010 году было перечислено 386,4 млн.рублей, 2011 году - 405,4 млн.рублей (рост на 5%).
Размер выплаты с 1 января 2012 года составит 342 рубля для взрослых и 206 для детей. Статистика показывает, что только 16,5% льготников приобретают единый социальный проездной билет – это 180 тысяч человек.
Около 50 тыс. человек (30%) не почувствуют изменений в связи с вводом ограничений, поскольку среднее количество поездок данных граждан составляет менее 30 поездок.
Для компенсации проезда льготной категории граждан в полном объеме требуется еще более 1 млрд.рублей. В бюджете таких денег нет.
Проблемы транспортного комплекса
Возмещение расходов перевозчика за одну поездку льготника осуществляется не в полном объеме. Растет стоимость ГСМ, налогооблагаемая база, транспортно-эксплуатационные расходы.
В совокупности эти обстоятельства существенно сказываются на деятельности пассажирских транспортных предприятий. За последние 5 лет более 30% предприятий прекратили перевозочную деятельность.
Сокращается маршрутная сеть. Сокращается количество рейсов. Средняя величина износа подвижного состава автотранспортных предприятий республики, задействованных на регулярных пассажирских перевозках, составляет более 65%.
При стоимости одного городского автобуса до 5 млн.рублей транспортные предприятия не имеют возможности обновлять подвижной состав в условиях необходимости оплаты стоимости ГСМ, налогов, заработной платы водителей и рабочих транспортных предприятий, хотя уровень заработной платы на транспортных предприятиях ниже среднего по республике в целом.
Растет уровень негативного отношения со стороны работников транспортных предприятий в отношении льготной категории граждан. Присутствуют случаи игнорирования остановочных площадок. С введением в муниципальных районах отрывных талонов эта ситуация изменится, поскольку талон, предъявленный льготником, является основанием для получения компенсации расходов транспортного предприятия.
Другой вариант решения вопроса, предлагаемый транспортными предприятиями с целью сокращения издержек – увеличение тарифа на проезд. Это уже скажется на обычных пассажирах – 70% пассажиров общественного транспорта – 1,3 млн.человек ежедневно.
Принятие мер по ограничению количества поездок позволит сохранить тарифы на проезд в общественном транспорте на прежнем уровне, организовать прозрачность процесса выплат компенсации транспортным предприятиям выпадающие доходы.
Данный механизм будет реализован так: В муниципальных районах, где нет автоматизированной системы учета – граждане могут приобрести социальный проездной билет в виде 30 отрывных талонов на соответствующий месяц. Отрывные талоны будут действительны на территории всех муниципальных образований Республики Татарстан.
Следует отметить, что для наименее социально-защищенных категорий льготников определен механизм адресной поддержки. Муниципальные образования совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан определят перечень граждан и на них ограничения количества поездок не скажется. Предполагается, что к данной категории будут отнесены многодетные семьи, дети сироты, дети инвалиды и лица их сопровождающие и т.д.