Пивная «боль»
Торговцы пивом в подземных переходах после Нового года стали жертвами не столько федерального закона об ограничении потребления алкоголя, сколько большого обмана.
- Когда летом у нас пиво уходило хорошо, представители пивных компаний – «Балтики», «Смайла» (это «Клинское»), «Булгарпива» и прочих – на словах давали нам бонусы за реализацию партий раньше срока или в больших объемах. Говорили, что эти бонусы мы можем забрать деньгами или получить на них продукцию от поставщика. Но на деле бонусы они никогда не отоваривали. Ссылались на то, что какие-то бумаги не пришли, то из Москвы, то из Казани. Сейчас, когда у нас осталось не проданное пиво и мы говорим им, заберите у нас его за бонусы или отдайте нам бонусы деньгами, они тоже отказываются. «Мы говорим: заберите ваше пиво за полцены — тоже не хотят. Говорят: вы его купили у нас, теперь куда хотите, туда и девайте!» – на условиях полной анонимности рассказывает хозяйка киоска в одном из подземных переходов. На окошко она налепила объявление «Пивом не торгуем». Это для проверяющих. За спиной хозяйки ряды пивных бутылок и банок с ценниками. Это для постоянных посетителей, кого хозяйка знает в лицо.
«Пивнюки» (что продавцы, что покупатели), похоже, и впрямь понимают друг друга с полуслова. В другом подземном переходе и у другого киоска появляется мужичок. Протягивает продавцу пакет: «Положи сюда».
Кто не рискует сбывать остатки пива под угрозой проверок и штрафов, мучительно ищет выход. Одним приходится думать, как, оставшись без пива (и различных закусок к нему в пакетиках), не остаться без своего немудрящего бизнеса, то есть источника дохода. Другие ломают голову еще и над тем, что делать с самим киоском. Перебазировать торговлю пивом в стационарные магазины, если и получится, то у единиц.
- У меня тоже есть киоск с пивом и сигаретами, и я хотел арендовать площади в супермаркете. Но! Цена одного квадратного метра сто долларов – три тысячи рублей. Пять метров – 15 тысяч. Это в два раза больше того, что я трачу на аренду киоска в подземке. При этом супермаркету нужно внести предоплату за два месяца – 30 тысяч. Если торговля не пойдет и я съеду – деньги мне не вернут, это условие договора. Предоплата – это компенсация арендодателю за обслуживание площадей, пока им не найдется хозяин, - рассказывает активист Гильдии малого и среднего предпринимательства РТ Эдуард Ямченко. Есть, конечно, среди владельцев киосков и дальновидные предприниматели.
- Мы с мужем с июля стали уменьшать закупки пива, больше брать других продуктов. Поэтому Новый год не принес нам никаких потерь, ни копейки, - сообщила киоскер в подземке на «Домостроителей». Некоторые из торговцев тоже делают ставку на соки, лимонады, шоколад, мелкие игрушки. Положение торговцев усугубляется общим посленовогодним спадом продаж. Народ и напился уже, и потратился.
Сергей ИСИЧКО isichko@chelnyltd.ru