Где больше платят челнинским продавцам
В Набережных Челнах существует значительная разница между зарплатами продавцов и кассиров «на точках» у частных предпринимателей и в магазинах крупных торговых сетей. «Чепэшники» платят продавцам (как правило, они же и кассиры) 7-10 тысяч, «ритейлеры» выдают продавцам 12-15, кассирам - 15 тысяч рублей.
- Конкуренция растет, выручка падает. Расходы (аренда, налоги и пр.) в лучшем случае остаются прежними или тоже растут. У меня не получается платить продавцу больше 700 рублей в день. Поскольку в одной «точке» два продавца сменяют друг друга, то в месяц они работают по 15 дней. Получается 10-11 тысяч в месяц. Поэтому на одной из своих «точек» продавцом работаю сам, - рассказал «Челны ЛТД» владелец павильона на рынке «Северный». Этот предприниматель торгует пивом, сигаретами, напитками, закусками к пиву. Продавцы овощей и фруктов получают здесь 500 рублей в день, продавцы рыбы, мяса, молока - 800 рублей в день.
«Достойная оплата труда продавцов (15 тысяч рублей в месяц) - это не инструмент конкурентной борьбы с маленькими магазинами, а часть социальной политики компании. Наша задача – обеспечить всех сотрудников конкурентоспособной зарплатой, начисляемой в полном объеме, с соцгарантиями, льготами», - раскрыли нам суть зарплатной политики в одном из супермаркетов.
То же самое об этом могут сказать топ-менеджеры в любой из торговых сетей. Не секрет, что кадровики ритейлеров постоянно мониторят рынок зарплат, чтобы у себя держать их «на уровне».
Известный в Челнах ученый, доктор социологических наук Сергей Дырин с легкой иронией воспринимает рассуждения о достойной зарплате продавцов. «2000 уйдет на подоходный налог, еще пять - на квартплату. Если оставшиеся восемь считать достойными, то тогда да», - говорит Сергей Петрович.
По мнению Дырина, проблема в том, что в нашей торговле сложилась эксплуатационная модель развития бизнеса. Точно такая же, какой она была на Западе в 19-м веке. Предприниматели за счет экономии на зарплате персонала увеличивают прибыль. И такая экономия - один из источников средств на развитие. Понятно, что к этому владелдьцев сетей вынуждают налоги, дороговизна коммунальных услуг, нехватка доступных и выгодных кредитов и прочее.
«Однако есть и такие показатели, как рост товарооборота за счет продавца или с квадратного метра торговой площади, который достигается тоже во многом усилиями продавцов. Но тут сложился замкнутый круг. Владельцы не заинтересовывают продавцов наращивать товароборот, продавцы этого не делают, и потому у владельцев не появляются деньги, чтобы повысить зарплату продавцам», - объяснил ученый.
В каждой из торговых сетей держат зарплаты на «общегородском уровне», чтобы не было проблем с конкурентами. Кстати, возможно, из-за ориентации крупных магазинов на среднюю зарплату у «чепэшников» еще есть кому работать. «Там ведь тоже не все так гладко. Пообещают 15, примут на 12, потом за что-нибудь удержат и получает продавец 11 тысяч в месяц, то есть почти как у нас», - сказал предприниматель с рынка «Северный».