Частный бизнес: работа над ошибками
Надпись на входе очередного магазина одежды восклицает «Мы открылись!» А все ли смогут удержаться на плаву, сделать бизнес прибыльным, не «прогореть»? По статистике налоговой инспекции ежегодно закрывается почти столько же предприятий и частников, сколько открывается. Как помочь мелкому предпринимателю сделать правильные шаги в сторону успеха? Мы открываем новую рубрику, в которой на примере неудачных попыток создать бизнес эксперты будут давать рекомендации.
История этого бизнеса, началась с открытия … фирменной странички в одной из популярных соцсетей. 2 подруги, имевшие работу, решили в качестве дополнительного заработка создать интернет-магазин женской одежды. Схема казалась им простой и понятной: закупаем товар, рекламируем, продаем – и сами оденемся, и денег заработаем. Начался поиск поставщика: Китай отмели сразу – были плохие отзывы о качестве. Решили поддержать производителя из города Калуга – недорого и качественно.
Девушки, ориентируясь на свои возможности, определили бюджет первой закупки – 300 тысяч рублей, выбрали модели на свой вкус в интернет-каталоге поставщика и отправили заявку. Когда пришел товар, распаковали коробки, со свойственным женским интересом к одежде перемеряли партию платьев и начали «операцию сбыт». Накрутку на каждое платье сделали размером в 50%. В первое время продажи шли неплохо, были даже заказы из других городов, но после того, как ассортимент оскудел, продавать стало все тяжелее. Подруги поняли, что бизнес снова требует вложений не меньше прежних, на которые они еще не заработали.
Кроме того, напрягал один момент - на отправку иногородних заказов уходило много времени, нанять сотрудника не было возможности. Затею заработать на продаже женских платьев через интернет пришлось оставить – девушки поняли, что хороших денег на этом не заработаешь, а вот время можно потерять. Вложенные средства не «отбились».
Ситуацию комментирует председатель Совета молодых предпринимателей при ТПП Айдар Ахметзадин.
- Перед началом любого бизнеса необходимо понять, есть ли потребительский спрос на ваш товар или услугу. Понятно, что заказывать маркетинговые исследования по карману не каждому, но это можно протестировать и самостоятельно. В данном случае можно было бы пробно разместить картинки платьев в соцсети, взяв их у потенциального поставщика, и посмотреть, будет ли спрос и на что именно. Это бы позволило сэкономить средства и сфокусироваться на конкретных популярных моделях, закупить именно их. Также важно определить целевую аудиторию, ее возраст, чтобы исследовать и понять потребности каждой группы. Для молоденьких девушек – это привлекательность, для возрастных дам – комфорт и практичность. Для кого-то важнее цена. Чтобы попасть в цель – нужно четко целиться. Если целишься во всех сразу, – не попадешь ни в ту, ни в другую аудиторию.
Широкий ассортимент еще лет 5-6 был маркетинговым преимуществом, но сегодня это ошибочный курс для бизнеса. Пришли времена узкой специализации и четкой фокусировки на определенной целевой аудитории. В данном случае это могли бы быть только вечерние платья, или, допустим, платья для романтических встреч...
Девушки в качестве площадки для продаж выбрали популярную социальную сеть, однако, по мнению Айдара Ахметзадина, это не очень удачная идея. Соцсеть – это один из источников трафика, который выхватывает целевую аудиторию, а потом отправляет на фирменный сайт. Тогда продажи будут идти эффективнее.
По поводу отправки заказов в другие города - для начала нужно было проработать ближайшую территорию, а потом уже «захватывать» новые города. Если представить предпринимателя как человека с метлой на вверенном ему участке, то попытки начать работу с чужой территории выглядят нелогично.
Накрутку на товар девушки сделали нормальную, 50 процентов – ни много, ни мало для интернет-магазина.
Все перечисленные пункты – это элементы такого понятия, как бизнес-модель. Прежде чем начать свое дело, предприниматель должен четко представлять модель своего бизнеса, чтобы знать, куда двигаться и как развиваться. Чаще всего при неграмотном подходе человек уделяет внимание только тем процессам, которые понимает – качая бицепс, забывает про пресс или про ноги. Развиваться нужно в комплексе.
От редакции: Мы приглашаем начинающих и уже сложившихся предпринимателей поделиться своим опытом (в том числе и неудачным), рассказать о своих текущих проблемах, задать вопросы, на которые не получается самостоятельно получить ответы. В наших публикациях, подготовленных по вашим обращениям, вы найдете комментарии и советы известных деловых людей Набережных Челнов. Свои сообщения посылайте на mohtarova@mail.ru. Обязательно сообщите ваши контактные данные: они не будут опубликованы, но позволят связаться с вами, если потребуются уточнения и другая информация по поводу ваших обращений.