Будут ли помидоры летать?
Группа разработчиков из Набережных Челнов, принадлежащих разным стартапам ИТ-парка, объединились для создания службы доставки свежих продуктов от фермеров к потребителям по новому проекту «СельПО». Идея в том, чтобы доставлять продуктовые грузы с помощью коптеров - беспилотных летательных аппаратов, управляемых с помощью мобильного приложения. В свете возникшего курса на импортозамещение несложно представить, как полезна будет такая служба доставки потребителям, которые смогут получать свежий фермерский продукт (мясо, овощи или банку меда). Аналогичный «плюс» - и мелким фермерам, это даст им выход на массового потребителя.
Уже идет сборка прототипа на базе существующих квадрокоптеров, но с добавлением еще 4 винтов, что превратит его в октокоптер. Аппарат обещали презентовать уже в конце нынешней недели.
Наличие 8 винтов увеличит его скоростные характеристики и надежность - в случае отказа одного из винтов коптер продолжит движение по заданному маршруту. Грузоподъемность пока небольшая - всего 5 килограммов. Высота полета около 3 километров, а максимальная скорость доходит до 90 км в час. «К сожалению при таких скоростных характеристиках, - признается один из разработчиков Алексей Плеханов, - беспилотник может обеспечить всего 15 километров покрытия, и проблема здесь не только в скорости, но и в сроке жизни заряда аккумулятора, которая составляет всего 20 минут». Очевидно, что этого времени не хватит для доставки продуктов из дальних уголков, например, из Сармановского района. Но у челнинских разработчиков заготовлено решение для увеличения дальности полетов - это собственное ноу-хау, которое пока держится в секрете.
Для того, чтобы сохранить скоропортящиеся продукты, воздушные перевозчики будут оборудованы сумками-холодильниками.
Опытный образец октокоптера стоит 60 тысяч рублей. Но конечный рабочий вариант, по мнению разработчиков, скорее всего, будет дороже. Перед пилотным запуском проекта предстоит проработать ряд вопросов, в числе которых логистика: по каким маршрутам будут летать? С кем их согласовывать? Вторая трудность - это сделать безопасной для людей посадку аппаратов. На борту коптера на «всякий пожарный» будет установлена система парашютирования, что смягчит падение в случае сбоев. Коптеры будут ориентироваться в пространстве по датчику GPS-ГЛОНАСС.
Финансоковая модель проекта пока просчитывается. Сейчас неясно, сколько будет стоить такая доставка и из чьего кармана будет оплачиваться. Еще одна неясность - будет ли такая служба доставки считаться авиацией? С одной стороны это беспилотный летательный аппарат, а с другой - габариты и размеры больше его относят к любительским аппаратам. Возможно, в скором времени в лексиконе юристов появится понятие «бытовая авиация».