Бизнес под чужим именем
В Набережных Челнах уже 2 раза проводились ярмарки франшиз, где собирались продавцы и потенциальные покупатели. Организаторы из управления по поддержке предпринимательства расчитывали всколыхнуть рынок, показать бизнесу новые возможности. В какой-то мере это удалось. По данным челнинского филиала Сбербанка (в нем работает программа кредитования малых предпринимателей, желающих открыть бизнес по франшизе), за прошлый год и половину нынешнего года выдано кредитов на общую сумму 11,4 млн рублей. «Сбербанк» поддержал 10 проектов, в числе которых «Автодевайс» (магазин автоаксессуаров), «Айкрафт» (салоны оптики), «Бегемотик» (магазин игрушек), «220 вольт» (инструменты), «Дислокация» и «F5” (магазины одежды), «Орматек» (ортопедические изделия).
В нынешнем году ярмарка в Челнах, запланированная на октябрь, пройдет «с размахом». Для ее проведения и организации пригласили москвичей - компанию EMTG, которая специализируется на выставочных проектах формата business to business в сфере франчайзинга. На ее счету 29 выставок в Москве и городах России. После нее, возможно, появятся новые примеры такого бизнеса в городе. А мы расскажем о существующих...
«Релиз»
Челнинское предприятие ООО «РЕЛИЗ» изготавливает мягкое напольное покрытие из резиновой крошки, которое в последнее время стало популярным. Оно используется на открытых спортивных и детских площадках, на лестницах при входе в здания, чтобы обеспечить защиту от травм при падении. Российские производители таких покрытий используют в качестве сырья отработанные автомобильные покрышки, что определяет и качество материала и цвет — он всегда черный. В то же время иностранные поставщики предлагают сырье из цветного синтетического каучука, так называемый ЕПДМ - и качество лучше и цвет приятнее. Лидерами в этой области являются Германия, Великобритания, Турция, Малайзия, Китай. Но импортное сырье дорогое: 1 кг цветного ЕПДМ стоит от 150 до 250 рублей за килограмм. Конечная цена мягкого пола из такого каучука получается довольно высокой. В последние годы только двум отечественным предприятиям ООО «Резипол» г.Курск и ООО «Гранулос» г.Химки, удалось наладить выпуск отечественного ЕПДМ. При цене в среднем 100 руб. за кг качество остается низким.
Три года назад на предприятии ООО «РЕЛИЗ» появилась идея попробовать произвести аналог ЕПДМ, такой же цветной и прочный, но не из импортного первичного каучука, а из тех же автомобильных покрышек, т.е. вторичного сырья. Для начала предстояло придумать, как окрасить черную резиновую крошку в яркий цвет.
Нанести на эластичный гранулированный материал прочную, но такую же эластичную и светоустойчивую оболочку, по словам директора предприятия Булата Шигапова, до сих пор считается фантастикой. И тогда узнав об этой идее, многие профессионалы отрасли крутили пальцем у виска — мол, ничего у вас не получится. Технологи ООО «РЕЛИЗ» бились над этим вопросом 2 года и ...получилось! Получилось не только окрасить, но и придать резиновой крошке лучшие качества синтетического каучука - цвет покрытия не выгорает на солнце, не вымывается осадками и выдерживает механическое воздействие. В итоге продукт получился еще и в 3-4 раза дешевле, чем импортный, что сделало его очень конкурентоспособным. Продукцию запатентовали, самостоятельно изготовили оборудование, наладили мелкосерийное производство, провели натурные испытания в 6 федеральных округах и решили оформить франшизу с помощью Агентства по привлечению инвестиции. Предположительно, все этапы оформления закончатся не раньше чем через полгода, процесс этот довольно сложный.
- В стране очень много производителей покрытий из резиновой крошки, - говорит директор предприятия Булат Шигапов, - все они нуждаются в недорогом и качественном сырье, то есть в наших цветных гранулах. Опыт продаж нашей продукции показал, что даже при развитой логистике доставка, скажем, в Мурманск или Хабаровск существенно влияет на конечную стоимость. Поэтому мы хотим оформить под франшизу маленький минизавод, плюс обучение, наша поддержка и сервисное обслуживание оборудования». Стоимость предложения пока не считали, она будет зависеть от производительности технологической линии. Деньги от продажи франшизы предприятие рассчитывает вкладывать в модернизацию собственного производства, в оптимизацию технологического процесса. Актуальным также является то, что в производстве используется на 99% отечественное сырье.
На данной стадии уже есть желающие приобрести франшизу — это город Новокузнецк, Волгоград. Опираясь на маркетинговые исследования, сделали выводы, что при том же уровне потребления только для Приволжского федерального округа необходимо 12 таких заводов, чтобы насытить рынок и сказать Европе «досвидания». Это только наш округ, а всего в России расчитывают реализовать около 20 франшиз.
Технологией заинтересовались так же в Германии и в Объединенных Арабских Эмиратах.
«Ларкон»
Центр красоты и туризма «Ларкон» за несколько лет продал уже 9 франшиз в ближние города - Казань, Елабуга, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Джалиль, Киров - за 100 тысяч рублей. По словам хозяйки центра Ларисы Козловой, основная цель продажи франшизы не столько заработок, сколько «раскрутка» бренда.
По словам Ларисы Козловой, чтобы сделать бизнес по купленной франшизе успешным, надо придерживаться тех рекомендаций и инструкций, которые дает продавец. Если делать все по-своему, то и смысла во франшизе нет. Наглядный пример - это покупатели из Джалиля, которые отказались проводить праздник в честь открытия турагентства «Ларкон», сославшись на «ненужные» расходы. В итоге желаемой прибыли пока у франчайзеров нет. Остальные покупатели наших франшиз развиваются успешно.
«Велл»
Еще один пример бизнеса в сфере туризма по франшизе, но уже купленной. Челнинец Нафис Фархутдинов открыл турагентство, купив франшизу «Велл» меньше чем за 50 тысяч рублей. И смог окупить ее за первых 3-4 месяца работы. Кстати, этот бренд по версии журнала «Форбс» вошел в топ-20 в России.
«Плюсы такой покупки очевидны, - считает Нафис Альфатович. Это в первую очередь доступ к расширенному списку туроператоров. Что молодому агенству пришлось бы нарабатывать годами. Как следствие, мы имеем более длинный список предлагаемых клиентам туров». Второй плюс - юридическая поддержка. Турагентства часто не могут позволить себе иметь юриста. Если клиент имеет претензии (вид из окна отеля не устроил), то он в первую очередь бежит к турагенту. Юристы помогают разобраться в ситуации, определить, претензионный это случай или нет. Если случай претензионный, то они помогают клиенту грамотно сформулировать претензию и направить ее туроператору.
Эксперты.
Если купить франшизу можно буквально за 1-2 дня, то ее оформление может занять годы. Процесс этот хлопотный. По словам директора Агентства по привлечению инвестиций Сергея Майорова, он состоит из нескольких этапов. Необходимо описать все бизнес-процессы, методологию. Все это нужно закрепить документально. Желательно получить авторское право на технологию, если она уникальна. Товарный знак тоже должен быть зарегистрирован. Франшизы бывают двух видов: с разовым платежом и с роялти (последующие ежемесячные выплаты), и второй вариант - когда роялти отсутствует.
В случае с ООО «Релиз» с одной стороны они «привяжут» покупателей франшизы договором поставки оборудования и его обслуживанием, а с другой стороны, еще и договором франшизы. Эксперты считают, что если бы продажи франшиз в Челнах стали массовым явлением, это имело бы позитивное влияние на экономику города. Но к сожаление, пока это не так. Челнинские предприятия и организации не спешат «упаковывать» франшизы. По разным причинам, но в основном, просто не хватает понимания вопроса. Вопрос Сергею Майорову...
- Сергей Васильевич, а каждый ли бизнес можно оформить во франшизу?
- Не каждый. Во первых, должна быть некая уникальность — технология, разработка, товар или система. Во вторых, должна быть сформирована команда профессионалов. Ведь это штат консультантов, готовых, если нужно, выехать и обучить.
- Какие плюсы и минусы получает покупатель франшизы?
- Ты получаешь готовый бизнес, где все этапы расписаны. Если тебе что-то непонятно, есть консультант, который подскажет. Минусы в том, что это все стоит денег.
- Не пугает ли продавцов франшизы то, что они своими руками создают себе конкурентов, продавая им свои технологии, секреты ведения бизнеса?
- Конкуренты есть всегда и всегда будут. Просто их будет тяжелее победить, на них будет тяжелее влиять без франшизы, потому что они могут создать целые империи. Поэтому нужно их опередить, создать свои сети. Плюсы продажи франшизы в том, что учат не только продавцы, но и покупатели. Запуская бизнес по готовой методике, они постоянно находятся на связи с продавцом и дают отзывы, благодаря которым оттачивается бизнес-модель, совершенствуется система.