«Сначала за систему «Платон» заплатят автоперевозчики, а потом и все россияне…»
С 15 ноября в России начала действовать система «Платон», через которую за проезд по федеральным трассам России с грузовых автомобилей массой выше 12 тонн взимается плата в размере 1.53 рубля за километр (а реальные затраты перевозчика с учётом НДС, налога на прибыль и пр. составят более 2,5 руб/км). А с 1 марта 2016 года этот тариф будет увеличен до 3.06 рубля за километр. Заплатить можно по маршрутной карте (если это разовая перевозка) через интернет или внести средства на специальный счет, с которого они будут автоматически списываться с помощью установленного на борту автомобиля специального устройства, работающего через спутниковую навигацию. Эти трекеры выдаются перевозчикам бесплатно, но их очень мало - не более 10% от потребности автоперевозчиков. За проезд без оплаты введены штрафы: физическому лицу - 40 тыс. рублей, юридическому - 450 тыс. рублей (за повторное нарушение - 900 тыс. руб.). Собранные средства поступают в дорожный фонд. Таким образом правительство надеется компенсировать вред, который наносят большегрузы дорогам страны.
Транспортные компании повсеместно выражают свое недовольство нововведением. Дальнобойщики проводят акции протеста и перекрывают дороги во многих регионах России. В Дагестане они пригрозили начать поход «на Москву» и перекрыть столичную кольцевую автодорогу. В Санкт-Петербурге колонна грузовиков прорывалась в центр города для переговоров с губернатором. А переговоры с министром транспорта России, проведенные в «северной столице», не принесли примирения сторон. Вчера пикеты дальнобойщиков прошли в Казани и Нижнекамске. Прокурор города Набережные Челны, напомним, специально предостерег грузовых перевозчиков от участия в акциях протеста и создания «пробок» на трассах.
- На митинги и пикеты выходят в основном частники и индивидуальные предприниматели, - говорит руководитель челнинской транспортной компании, с которым поговорил корреспондент "Челны ЛТД". - И мы их понимаем - введением системы "Платон" фактически подписан приговор на уничтожение их микро- и малого бизнеса, работающего в формате ИП. Почти все заказчики с прошлого года перешли на работу с теми перевозчиками, которые работают в общей системе налогообложения с НДС. А ИП закон запрещает работать с НДС. Если раньше они могли обеспечить себе равные с крупными фирмами условия работы по серым схемам, то сейчас, установив трекер на автомобили, они будут полностью "под колпаком". Но работать «по серым схемам» они были вынуждены не потому, что злодеи, а потому что нет законодательной возможности работать так же, как крупные автоперевозчики.
Допустим, если у транспортной компании более 20 машин, она может работать в общей системе налогообложения. Да, это сложно, приходится платить налоги, но крупные автоперевозчики к этому уже адаптировались. Но у мелких автоперевозчиков нет такой возможности, они не могут работать по входящим и исходящим НДС с возмещением затрат. Закон им не позволяет. Индивидуальный предприниматель, допустим, получил 100 тысяч рублей, из них он должен отдать государству 18 тысяч, тогда как крупный платит НДС только с разницы доходов и расходов. Плюс к этому ИП сейчас надо будет 10% отдать за "Платон". ИП лишили равных конкурентных условий и поэтому они не смогут так работать. Нужно сначала дать всем одинаковые возможности, чтобы и крупные перевозчики, и ИП могли работать по общей системе налогообложения, даже если у тебя одна машина.
Сегодня компьютеризация позволяет это делать, или можно с какой-то бухгалтерской конторой заключить договор на 3 тысячи рублей в месяц. Но поскольку у них нет такой возможности, для многих «серые схемы», которые все ругают, были единственным выходом. А сейчас налоговая инспекция посмотрит, что предприниматель не платит налог, запросит через «Платон» его трек, чтобы посмотреть, сколько его машина проехала, и тут уже никакие схемы не помогут. Ввели эту систему «Платон», а для того, чтобы частники и ИП смогли в таких условиях рентабельно заниматься своим бизнесом, никаких решений не предложили. А мелкие автоперевозчики нужны, потому что многие работают на малых расстояниях, где крупные компании никогда работать не будут. Частники же предлагают интересные тарифы. В лесу же и волк нужен, и медведь, и муравей нужен, чтобы вся экосистема работала нормально. Так и у нас.
- Вы к этим акциям протеста не присоединяетесь? Ведь по крупным автоперевозчикам «Платон» тоже ощутимо ударил?
- Конечно, ударил. Только забастовками на улицах вопрос не решится. Все СМИ страны главными злодеями России в этой ситуации выставили перевозчиков. Перевозчик ведь всего лишь посредник между товаропроизводителем и конечным покупателем. У товаропроизводителей нет большого желания компенсировать дополнительные затраты перевозчику. В этой ситуации нас два пути: если предлагаемый тариф мне убыточен я просто не выезжаю в рейс. Зачем я должен работать в убыток? Или мы работаем как и раньше с теми заказчиками, которые добросовестно компенсируют новые затраты.
Сегодня, кстати, большой дефицит автотранспорта, потому что многие не выезжают из-за непонятности системы работы "Платона" - штрафы ведь сумасшедшие, зачем рисковать! Они просто поставили машины на 10-15 дней, а некоторые даже на месяц, пока все уляжется. Занимаются ремонтом машин или отпустили водителей в отпуск. Мы можем и месяц, и два простоять, но заводы и магазины без продукции не смогут работать. И кого тогда обвинять, если автоперевозчики не хотят себе в убыток работать?
- То есть ваши услуги от этого подорожают?
- Конечно! У нас же нет печатного станка для денег. Чудес в экономике не бывает! Скоро заказчики будут вынуждены додуматься, как все это переложить на конечных потребителей. Постановление правительства касается всех, а не только перевозчиков. Перевозчик здесь только одно из звеньев. А то привыкли, что установка тахографа за наш счет, что-то еще придумали, опять за наш счет. Но сейчас это уже выливается в такую «копеечку», что просто так не пройдет.
И в итоге за все это будут платить простые граждане, когда придут в магазин. Это дело времени, через 2-3 месяца это все по цепочке дойдет до конечного потребителя. В убыток мы работать не будем. Бизнес для того и существует, чтобы прибыль зарабатывать и развиваться.
- Приборы-трекеры «Платон» многие уже установили на свои автомобили?
- Да, немногие в городе уже установили. Но пока их в основном получают через Ассоциацию перевозчиков. Без них очень сложно работать, но их не хватает и всех обеспечат только через 2 года! А если работать по маршрутным картам, то круглые сутки нужно будет держать диспетчеров, чтобы они постоянно забивали маршрут в систему. Да к тому же сейчас она часто дает сбои и не принимает информацию.
- Водители сейчас наверняка пытаются искать объездные маршруты по региональным дорогам?
- Федеральные трассы особо не объедешь. Даже если будешь объезжать "федералку" по местным дорогам, то поедешь в два раза медленнее. А это потеря времени, а значит, и денег. Угробишь подвеску или вообще машину сломаешь. К тому же на многих дорогах стоят ограничения не 10 тонн на ось, а 6 тонн. Там не проедешь.
- Поговаривают, что систему сборов за проезд могут ввести и на региональные дороги?
- - Это очередной удар, который "Платон" собирается нанести по региональным бюджетам, в том числе и Татарстану. Транспортные сборы - это бюджет региона. Если с региональных дорог начнёт собирать "Платон", то деньги утекут в Москву. И потом наш президент Рустам Минниханов все равно будет выбивать там деньги на тот же ремонт дорог. Вообще, этот «Платон» - глупость. Можно было, например, ввести акциз на дизельное топливо. Грузоперевозчики никуда не делись бы, платили. Ведь они же являются основными потребителями. Легковые автомобили его мало потребляют.
- Чиновники хотят сделать как в Европе, где эта система уже работает…
- Некорректное сравнение. Во-первых, в Европе не все дороги платные. Во-вторых, там автобаны - 4 полосы в одну сторону, сетка с краев, даже заяц не выбежит, нижнее ограничение скорости 120 км/час. Водитель спокойно рулит и давит на газ, он не устает, защищен от всяких неожиданностей, ничего не нарушает, потому что везде разноуровневые развязки. И выработка у него от этого повышается. Если коммерческий автомобиль за единицу времени вырабатывает в два раза больше, почему бы за это не заплатить? А у нас же сделали все наоборот: ты сначала заплати, а потом, может быть, мы что-нибудь сделаем…