Путеводитель потребителя
Многие покупатели наслышаны о том, что купленный товар в течение 14 дней можно обменять или вообще вернуть продавцу и забрать деньги, и потому уверены, что продавец обязан это сделать беспрекословно. Но здесь есть существенные нюансы, - говорит директор юридического агентства «Авантаж» Надежда Кузнецова. Например, обувь или одежду действительно можно вернуть или обменять в указанный срок только потому, что вдруг разонравился цвет или фасон. Но при этом нужно позаботиться о том, чтобы ваша покупка не потеряла товарный вид. Костюм, платье, туфли и пр. должны быть такими, какими вы их увидели в магазине на полке или вешалке. Желательно, чтобы и все товарные ярлыки были не тронутыми, в крайнем случае их следует приложить к товару.
- Поразмышляв над этим требованием закона, я пришла к выводу, что в обновке в идеале надо пару дней походить дома и решить все ли устраивает, - говорит Надежда Ильинична. Но можно найти выход из ситуации и в том случае, когда в обновке пришлось побывать на улице, попользоваться ею.
- Однажды я купила сыну дорогие бутсы, он поиграл в них в футбол на пляже, а потом пожаловался, что они ему жмут. Я зубной щеткой вычистила бутсы от песка и пыли, тщательно их вымыла и принесла в магазин. Продавщица даже сквозь лупу разглядывала эти бутсы. Но приняла, - рассказала Кузнецова. В крайнем случае, предложите продавцу принять товар со скидкой.
Сложный товар – телефоны, телевизоры и пр. - лучше всегда покупать со свидетелями. Таковыми могут быть не только чужие взрослые, но и любые родственники, друзья, даже дети от 12 лет. Дело в том, что такой товар вообще сложно выбирать, а продавцы-консультанты бывают весьма заинтересованы в том, чтобы сбыть какую-то конкретную модель, марку, изделие. Есть риск купить не совсем то, что вам нужно. Но дело не только в риске. Если вы четко и внятно объяснили продавцу какие функции вам нужны в мобильном телефоне (телевизоре и пр.), а потом выяснилось, что этих функций нет или они иные, то вы сможете вернуть покупку. Потому что продавец ввел вас в заблуждение, чем и нарушил закон. Вот для того, чтобы это доказать и нужны свидетели. Если же покупать приходится в одиночку, разговор с продавцом-консультантом можно записать на диктофон. Функцией диктофона обладают и многие мобильные телефоны.
Сложный товар с любым выявившимся дефектом становится товаром ненадлежащего качества. Вы однозначно вправе его вернуть, отказавшись от гарантийного ремонта, но и продавец вправе такой товар не принимать без экспертизы.
- Я всегда советую покупателю сначала самому провести экспертизу с помощью квалифицированных специалистов, а уже потом с заключением эксперта на руках обращаться в магазин, - советует заместитель директора юридического центра «Веда» Наталья Михалева. Совет умный. Не скупитесь на экспертизу, это может избавить вас от долгих и нервотрепных разбирательств. Если же вы не против того, чтобы экспертизу провел продавец, то ни в коем случае не отдавайте товар продавцу. Принесите его на экспертизу сами и присутствуйте при ней. Иначе может произойти все, что угодно. Редакции рассказывали о случаях, когда сломавшиеся мобильные телефоны продавец опускал в воду, а потом все валил на покупателя. Иногда все же приходится отдавать товар продавцу. Например, если экспертиза будет проходить в другом городе. Но в этом случае нужно прежде составить тщательный акт осмотра товара. Один экземпляр этого акта должен остаться у вас на руках.
И последнее. Вы рискуете ничего и ни в каком случае не доказать продавцу, если покупка товара не будет оформлена как полагается. У вас на руках, как минимум до конца гарантийного срока, должен быть чек или иной документ о покупке, должен быть гарантийный талон и отметка о покупке (штамп и роспись продавца) в паспорте изделия. Если вы покупаете, скажем, обувь на базаре, где нет кассового аппарата, заставьте продавца на фирменной упаковке собственноручно написать: «Продано то-то, такого-то числа, месяца, года», а еще указать свою фамилию и расписаться. Или же пусть продавец на листе бумаги оформит расписку. Такой совет дают специалисты службы по защите прав потребителей.
- По обращениям к нам мы поняли, что в некоторых магазинах бытовой техники («Домо», «Эльдорадо», "М-Видео") продавцы почему-то перестали выдавать гарантийные талоны и ставить штамп о продаже в паспорте изделия. Говорят, что это хлопотно, что право на гарантийный ремонт и на возврат товара дает кассовый чек. В чеках «Эльдорадо» даже указан срок гарантии. Но дело в том, что чек может затеряться, порваться, просто выцвесть от времени так, что на нем ничего прочитать будет нельзя. Поэтому не забирайте покупку до тех пор, пока и гарантийный талон и паспорт изделия не будут как положено оформлены и выданы вам, - заключает Кузнецова.
Комментарии