Платные лекарства и платные анализы в больницах: как защитить свои права?
Редакция "Челны ЛТД" попросила директора филиала фонда медстрахования Татарстана в городе Набережные Челны Лилию Зидиханову ответить на наиболее часто задаваемые вопросы читателей.
- Должен ли пациент, находясь на стационарном лечении, сам себе покупать лекарства?
- При оказании медицинской помощи в стационаре, в том числе дневном, необходимый объем диагностических и лечебных мероприятий определяется лечащим врачом в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом клинической ситуации, медицинских показаний и индивидуальных особенностей пациента. Обеспечение лекарственными препаратами при лечении в стационаре осуществляется бесплатно, за исключением случаев применения медикаментов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Назначение препаратов, не входящих в такой перечень, возможно в том случае, когда имеются медицинские показания (индивидуальная непереносимость либо по жизненным показаниям). Врачебной комиссией больницы принимается решение о назначении необходимого для лечения пациента лекарства и тогда оно предоставляются бесплатно.
Когда речь идет об обострении сопутствующего заболевания в период нахождения в стационаре, особенно если оно влияет на тяжесть и течение основного заболевания, лечение осуществляется бесплатно в рамках одной госпитализации.
- Может ли врач отправить на платные анализы?
- Все услуги, назначенные лечащим врачом, должны быть бесплатными. Больница (поликлиника) обязана организовать бесплатное проведение необходимых лабораторных исследований, в том числе, при необходимости, в других лечебных учреждениях. Направление на платные анализы является неправомерным. Если проблему отсутствия диагностики предлагают решить самому пациенту или советуют обратиться в платную клинику, надо сразу же позвонить в свою страховую компанию.
В заключении необходимо сказать, что в согласно Федеральному закону №323-ФЗ граждане имеют право на получение платных медуслуг, предоставляемых по их желанию. Они оказываются за счет личных средств граждан либо юридических лиц, на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
Но надо помнить, что при заключении договора на оказание платных услуг медработниками должна предоставляться в доступной форме информация о возможности получения необходимой медицинской помощи без взимания платы по полису ОМС. Невозможность соблюдения больницей предельных сроков ожидания консультаций врачей-специалистов, диагностических и лабораторных исследований, плановой госпитализации в стационар, отсутствие в медицинской организации необходимых специалистов, лабораторного и диагностического оборудования не являются основанием для навязывания платных услуг.
В случае возникновения вопросов при получении медпомощи по полису ОМС звоните на «горячих линий» (смотрите, кто Вам выдал полис, звонок по России бесплатный). ООО «Страховая компания «АК БАРС-Мед»: 8-800-500-03-03. ЗАО «Страховое медицинское общество «Спасение»: 8-800-100-07-17. ООО «Страховая медицинская организация «Чулпан-Мед»: 8-800-200-10-65.