Как в Татарстане проверяют качество колбасы?
Предприниматели из города Набережные Челны встретились с руководителем Роспотребнадзора Татарстана Мариной Патяшиной. Они задали вопросы о внедрении системы контроля качества (ХАССП) в кафе, столовых и ресторанах, возможности организации производства в санитарно-защитных зонах. Их интересовало также качество колбасы и чистка мусопроводов. Организатором встречи выступил бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов в рамках цикла мероприятий "Бизнес и власть: откровенный разговор".
- Мы сначала ожидали, что вопросов будет не очень много, потому что Роспотребнадзор активно общается на местах, - сказал Тимур Нагуманов. - На сегодняшнюю встречу поступило около 20 вопросов. Достаточно жестких и кардинальных практически нет, все вопросы больше консультационного характера на тему новшеств, изменений, а также вопросы узкого характера, с которыми столкнулись отдельно взятые предприниматели. Есть отдельная тема промышленных площадок. Она особенно актуальна для Челнов, где очень много промплощадок, но везде есть санитарно-защитная зона, которая вносит серьезные ограничения.
Один из первых вопросов касался именно санитарно-защитных зон, которыми окружены промышленные предприятия. Эти зоны достаточно привлекательны для малого бизнеса, так как там проходят коммуникации, к которым можно подключиться. "Возможно ли в этих санитарно-защитных зонах организовать производства, в том числе и по выпуску пищевых продуктов, - в частности спросил один из предпринимателей. - Ведь на всех этих предприятиях существуют свои пункты общественного питания, которые работают постоянно".
- У нас все предприятия промышленности подразделяются на пять классов опасности, - ответила Марина Патяшина. - У первого класса опасности санитарно-защитная зона составляет 1000 метров, у пятого класса - 50 метров. В них запрещается размещать лечебно-профилактические учреждения, детские и образовательные учреждения, производство и склады пищевых продуктов. Предприятий общественного питания это не касается. Поэтому на таких предприятиях всегда были столовые и кафе, и они могут располагаться в санитарно-защитной зоне. Также там могут располагаться рынки, торговые комплексы и т.п.
Из ее слов следовало, что внедрение в санитарно-защитную зону может быть разрешено по согласованию с предприятиями, которые не всегда заинтересованы в сокращении своих санитарно-защитных зон, так как рассматривают их как резерв для своего расширения. Без согласия же предприятия организовать что-либо в санитарно-защитной зоне практичеки невозможно, так как оно должно предоставить экологическую документацию с указанием видов выбросов и их количества, а также проект санитарно-защитной зоны.
- У меня небольшой магазин, - высказался другой бизнесмен. - Люди приходят и спрашивают, почему у нас колбаса отвратительная. Но я же ее не произвожу, а только продаю. Как у нас организована проверка продукции местных производителей, в частности колбасных изделий?
Глава Роспотребнадзора ответила, что в основном выпуском этой продукции занимается малый бизнес, на который властями предписано «снизить административное давление». То есть количество проверок минимальное. Но что касается колбасы, то жалобы на ее качество в Роспотребнадзор поступают крайне редко. И проводимые проверки в основном выявляют наличие ингредиентов, не указанных на этикетках - пищевых добавок и консервантов.
- Но если взять отечественную и импортную продукцию, то импортная продукция у нас вызывает наибольшие опасения, - в частности сказала Патяшина. - Так как там сроки годности очень длинные. Значит, она содержит химические составляющие, что позволяет ей сохранять эти сроки годности.
Отечественная продукции объективно имеет более благоприятные показатели по качеству. Если взять импортную продукцию, то она была признана нестандартной в каждой десятой пробе, то есть не соответствовала техническим показателям. У отечественной доля нестандартной продукции по химическим показателям 2-3%. Если взять продукцию местных, татарстанских производителей, то доля нестандартной продукции еще меньше - 1,5%. Поэтому мы нацеливаем торговлю покупать продукцию отечественных производителей, потому что плечо доставки короче, а это значит, что она более качественная.
Но речь не идет о вкусовых качествах, мы говорим только о показателях безопасности с точки зрения содержания химических элементов. По колбасам к нам крайне редко обращаются. Но если у вас есть какие-то факты, то, пожалуйста, обращайтесь к нам, мы будем реагировать. Вы же видите, плановых проверок малого бизнеса практически нет, поэтому дайте нам факты низкого качества продукции, что послужит основанием для неплановых проверок.
- В каких случаях может быть проведена внезапная проверка? - в тему задал вопрос другой участник встречи.
- Внезапность проверок обусловлена законом. Это когда возникает угроза жизни и здоровью людей, то есть в случае отравления или выявления какого-то заболевания. Например, поступило обращение с указанием на антисанитарные условия, где приложены подлинные материалы. Тогда мы эту проверку согласовываем с прокуратурой, инспектор приходит внезапно. Также внеплановая проверка может быть проведена в случае нарушениий при продаже определенных товаров и услуг.
Ряд предпринимателей интересовались сроками внедрения на предприятиях общепита система ХАССП, которая призвана осуществлять котроль качества и безопасности пищевых продуктов.
Патяшина сообщила, что эти сроки заканчиваются 15 декабря 2015 года, но пока контролируются только крупные предприятия пищевой промышленности. Да и те еще не все внедрили ХАССП. Поэтому предприятия общественного питания по этой системе пока не контролируются. То есть у них есть отсрочка. Правда, конкретные сроки этой отсрочки названы не были. Также она предупредила, что появились мошенники, которые ходят по ресторанам и предлагают заключить договоры по обучению и внедрению системы ХАССП. В том числе они заявляют, что действуют от имени Роспотребнадзора. В связи с этим глава ведомства заявила, что никаких подобных поручений не давалось, и у Роспотребнадзора нет «дружественных» организаций в этом деле.
Руководитель компании, занимающейся чисткой мусоропроводов с помощью роботизированных комплексов, посетовал на противодействие управляющих компаний. По его словам, несмотря на то, что по нормативам мусоропроводы должны чиститься и дезинфицироваться каждый месяц, управляющие компании этого не делают, и отказывают специализированной компании.
- Действительно, мусоропровод должен ежемесячно очищаться и дезинфицироваться, - согласилась Патяшина. - Но обращения именно по этому поводу к нам поступают крайне редко. Может быть, они замыкаются где-то на уровне управляющих компаний. А по тем, которые до нас доходят, управляющие компании предоставляют акты проведенных работ. А проверка нами качества этих работ законодательством не предусмотрена. Мы можем только визуально проверить.
Было обращение, когда житель Казани требовал установки в их доме системы очистки мусоропровода. Но дело в том, что эти санитарные правила были введены с 2010 года. А дома, построенные ранее, не приспособлены для таких устройств. То есть чистка может быть произведена только какими-то сторонними организациями. Поэтому нужно проводить разъяснительную работу с управляющими компаниями.
Тимур Нагуманов также согласился, что многие управляющие компании экономят на чистке мусоропроводов. Поэтому попросил Роспотребнадзор оказать содействие предпринимателям, которые ведут этот бизнес. Также он сообщил, что есть соответствующее обращение к премеьр-министру РТ, с просьбой дать поручение Минстрою РТ проработать регламент по очистке мусоропроводов для его применения на территории Татарстана.