Исполком Набережных Челнов обсудил с предпринимателями систему организации пассажирских перевозок
Сегодня в Торгово-промышленной палате руководитель исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев встретился с частными перевозчиками пассажиров. Изначально сити-менеджер обозначил позицию муниципалитета: «Автобусам большой вместимости в городе быть, потому что этого требуют люди». Заверил предпринимателей, что с созданием муниципальной компании никто их отлучать от городских пассажирских перевозок не собирается. И предложил вместе подумать, как решать существующие проблемы.
- Сначала мы хотели бы вас послушать, как вы видите эту проблему, - обратился к ним Наиль Магдеев. - Может быть, нам и не надо создавать муниципальную компанию, потому что это не самоцель. Мы должны посмотреть, насколько мы удовлетворяем желание людей. А не работать так, как нам удобно.
Наталья Гарина от имени своих коллег заявила, что перевозчики готовы приобрести большие автобусы, но без поддержки города они не смогут справиться с лизинговыми выплатами. И напомнила, что в 2013 году уже приобреталось 100 автобусов, но поскольку они себя не окупали, большая их часть была возвращена лизинговой компании.
Руководитель исполкома попросил произвести расчеты: условно взять автобус, вписать его в существующий маршрут и посчитать. Если получится так, что прибыль все же можно получить, то ни о каких субсидиях речи быть не может. Если прибыль получить невозможно, то в этом надо аргументировано убедить исполком.
На данный момент перевозчики смогли предоставить только расчет 2013 года. По нему получается, чтобы газовый "НефАЗ" вышел на безубыточный уровень, его дневная выручка должна быть 12 тысяч рублей. Это значит, он должен перевезти не менее 750 пассажиров. А это в нашем моногороде, который живет часами пик, проблематично. Эксплуатация больших автобусов актуальна утром, когда все едут на работу и вечером, когда массы возвращаются домой. Остальное время автобусы будут простаивать, потому что днем пассажиропоток небольшой - ездят только студенты и пенсионеры. К тому же, в городе в качестве альтернативы есть хорошо развитая трамвайная сеть.
Наиль Магдеев предложил рассмотреть возможность зарабатывать на вахтовых перевозках, чтобы компенсировать потери на городских маршрутах. И даже обещал посодействовать в этом.
- Мы понимаем, что после многочисленной критики работать как прежде нельзя, нужно что-то менять, - сказал предприниматель Николаяй Тятюшкин. - Основная претензия к нам - это хамство водителей. Мы согласны, что есть водители, которых нельзя оставлять. Но где взять других?
Выяснилось, что в городе нет системы подготовки водителей автобусов. Многие автошколы не прошли согласование программ обучения на соответствие новым требованиям. А если и получили разрешение на обучение, то только на категории "А" и "В".
- Даже если мы приобретем большие автобусы, ничего не изменится, потому что на них сядут те же водители, других взять негде, - поддержала коллегу Наталья Гарина.
- Поднимите зарплату, и люди к вам пойдут, - заметил по этому поводу Наиль Магдеев. - На 20-25 тысяч вы нормального водителя не найдете.
Начальник ГИБДД Челнов Радий Кадиков напомнил, что необходимость введения на городские пассажирские перевозки больших автобусов обусловлена еще и тем, что у них большая пассивная и активная безопасность. В качестве примера он привел Казань, где после того, как начали перевозить пассажиров большими автобусами, аварийность с их участием сократилась. А в Челнах, наоборот, с появлением маршруток, она увеличилась вдвое. Что касается подготовки кадров, он посоветовал всем водителям автобусов пройти контраварийную подготовку в Центре водительского мастерства. В свое время там прошли переподготовку все инспектора ГИБДД, чтобы уметь ориентироваться и управлять машиной в любой сложной обстановке. Недавно этим Центром были озвучены данные проведенных исследований, из которых следует, что многие водители маршруток не знают элементарных вещей. Видя, что на это предприниматели среагировали скептически, первый заместитель руководителя исполкома Ринат Абдуллин поинтересовался, а сколько в таком случае перевозчики тратят на переподготовку своих водителей? Этот вопрос поставил их в тупик. Судя по всему, об этом никто не задумывался.
Выявив проблему с кадрами, участники встречи сошлись на том, что нужно разработать ряд требований к водителям автобусов. Включить в него обязательную периодическую профессиональную переподготовку, правила поведения, дресс-код и т.п.
Подводя итог этой первой встречи, Наиль Магдеев дал поручение в качестве первого шага попробовать вписать автобусы большой вместимости в существующие маршруты. А не ждать, когда научный институт предоставит свои разработки.
- Нам всем нужно быть в этом процессе, собирать исходные данные. Поэтому вы нам нужны, нужен ваш опыт, - обратился к предпринимателям глава города. А затем поинтересовался, как организованы пассажирские перевозки, например, в Тольятти, который очень похож на Набережные Челны? Николай Тятюшкин предложил предоставить автобус, чтобы съездить туда и посмотреть.