Официоз | 01.07.2012 15:28

Интервью Василя Шайхразиева

 

 

На радио "Эхо Москвы" прошла трансляция интервью Василя Шайхразиева. Как мэр Набережных Челнов рассказывает о жизни в городе, которым он управляет. Интервью было записано заранее - его стенограмму читайте здесь...

А.СОЛОМИН – Спасибо большое, что пришли к нам. Насколько я знаю, вы приехали в Москву на сабантуй? В.ШАЙХРАЗИЕВ – Все вместе. А.СОЛОМИН – Все вместе. А не могли бы вы чуть-чуть рассказать, что будет происходить завтра в Коломенском, если я не ошибаюсь. Потому что не все понимают, что такое сабантуй. Как это будет выглядеть и несколько это важно для… В.ШАЙХРАЗИЕВ – Если бы я приехал прямиком на сабантуй, который будет завтра в Коломенском парке, наверное, я бы прилетел вечерним рейсом и завтра с утра пошел бы, потому что уровень готовности очень высокий. Наши все уже приехали из города Набережные Челны – 220 человек, для того, чтобы мы могли комфортно помочь нашим москвичам, гостям Москвы побывать на сабантуе. Но, я прилетел вчера, потому что сегодняшний день для меня очень важный. В городе Набережные Челны, так же, как и во всех городах Советского Союза, а сегодня России есть очень ценный с точки зрения истории, патриотизма, воспитания комплекс Родина-мать и горит вечный огонь – это в память павших в годы войны челнинцев. У нас в годы Отечественной войны 14 тысяч челнинцев ушли на фронт и почти половина пали смертью храбрых. И все эти фамилии нанесены, и мы 4 года назад возобновили пост №1 и 365 дней в году без выходных, без каникул наши школьники 8-9-10 классов несут вахту памяти, и в мае мы подводим итоги и определяем лучших 20 «постовцев». И по договоренности с президентским полком мы их в знак благодарности, уважения привозим сюда, в Москву. И, они позавчера прибыли, вчера были различные экскурсии и сегодня с 9-30 до 10-20 наши лучшие 20 «постовцев» несли вахту памяти в Александровском саду в Вечного огня у могилы Неизвестного солдата.

А.СОЛОМИН – Там, где рота специального караула стоит.

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Да, дублерами стояли. И я специально приехал – они все в форме, с карабинами, как полагается. Единственное, им по 14-15 лет - немножко волнуются, зато в форме и мне это очень приятно, что те традиции, которые были заложены в части патриотического воспитания, уважения к Родине, к старшим, желания быть военными - мы его проводим. И, как я говорил, основная миссия, само собой, завтра на самом деле, сабантуй – один из самых долгожданных праздников татарского народа.

А.СОЛОМИН – Один из самых известных.

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Да. Один из самых известных, долгожданных. В свое время у татар кроме сабантуя, никакого праздника не было. Ни Нового года, ни встречи одноклассников, ни дней рождения – один раз в году, после совершения весеннего посева татары могли позволить себе, во-первых, чествовать батыров полей. Их показать публично, а потом уже различные соревнования, в которых две серьезные составляющие: конные скачки и борьба курэш. И абсолютный батыр сабантуя – это уже было настолько высокое звание, которое чуть ли не приравнивается к олимпийскому чемпиону, можно так сказать в этой деревне или районном центре. И вот, мы сегодня в Татарстане почти полностью провели эти праздники в деревнях, в крупных центрах, в городах. В Казани – столице нашей республики 23 июня завершился праздник и вот, 30 числа будет в Москве – это ежегодно. И федеральный сабантуй проходит во Владивостоке и наш президент Рустам Нургалиевич тоже выехал туда для оказания помощи сабантую.

Для нас помимо праздника имеет это основной смысл. Татар очень много проживает в нашей большой России им прикоснуться к той культуре, языку, песням танцам, песням, традициям очень значимо. Многие не могут вернуться в Татарстан по многим причинам: уже нет родственников, о них уже не знают, подзабыли. А, когда мы приезжаем, показываем, рассказываем и они, когда мы с ними общаемся, они говорят: «Вот, мы глотнули глоток той татарской традиции, того праздника» и мы таким образом друг друга поддерживаем. И в то же время – если в данном случае мы возьмем Москву, Петербург, Владивосток, Самару – для руководителей городов, не зная глубоко смысла этого праздника, тяжело его организовывать. Если не тяжело, то где-то могут быть вопросы, а мы работаем в тандеме и становимся их помощниками. Так, что завтра в 12-00 в Коломенский парк я всех приглашаю на народный праздник сабантуй.

А.СОЛОМИН – Скорее для наших интернет-зрителей сообщение, потому что программа записывается и 30 июня состоится в Коломенском, действительно, сабантуй. Это программа «Город за спиной», телефон для СМС: +7 985 970 4545 телефон для наших интернет-зрителей – можете присылать свои вопросы и комментарии Василию Габтелгаязовичу и, прежде, чем мы начнем разговор непосредственно о Набережных Челнах, я бы хотел оставить справку Оксаны Чиж. Наша корреспондент записала небольшой материал из открытых источников об истории Набережных Челнов и таком общем представлении об этом городе – мы разберем обязательно:

Набережные Челны известны в истории с середины 17-го века, как образовавшееся недалеко от Елабуги селение. Вокруг хвойные леса. Одним из главных занятий местных жителей была заготовка мачтовой сосны, которая по рекам сплавлялась в Астрахань, Казань и другие города. К началу прошлого века – это уже крупное торговое село с представительствами пароходств и хлебозаготовителей. Там же построен крупнейший в России речной элеватор – сегодня он наделен статусом памятника истории. Горожане занимались промыслами, торговлей, превратив Набережные Челны – тогда еще Челны Бережные – в крупный деловой центр. В годы гражданской войны он стал важным объектом, за который между белыми и красными велись ожесточенные бои. Победила, как известно советская власть, присвоившая Набережным Челнам статус города в 1930 году. К традиционным занятиям добавилась еще добыча руды – меди. В 76 стали выпускать первые КАМАЗы, а в феврале этого года собрали двухмиллионную машину. Сегодня в городе живет около полумиллиона человек. Глава администрации Набережных Челнов – Василь Шайхразиев.

А.СОЛОМИН – Василь Шайхразиев в нашей студии. Программа «Город за спиной». Только что вы слышали Оксану Чиж, которая подготовила небольшую справку о городе Набережные Челны. Василь Габтелгаязович, насколько это соответствует действительности? Все так?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Ну, в большей степени так, потому что есть очень много мелочей, которые будут являться основными, а так, можно сказать, что соответствует.

А.СОЛОМИН – Можно сказать, что это город, который появился, как совершенно…. Несколько семей отправились туда жить и стали заниматься лесом…

В.ШАЙХРАЗИЕВ – История начинается с 1626 года. Других материалов, подтверждающих, что она намного раньше была, у нас нет. Но, мы, в принципе поисками не занимаемся – нас это устраивает. Как бы так, считается.

А.СОЛОМИН – А день города вы отмечаете, когда он стал городом, или с 1626 –го.

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Нет, все-таки, мы отмечаем, когда он стал городом.

А.СОЛОМИН – С 30-го? То есть, получается: 70 плюс 12…

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Нет, у нас, как? Мы первично, когда говорим о 1626-м годе – это возраст нашего города, а до этого времени он был населенным пунктом и какой-то даты привязки – не было. А, вот в 1930 году 12 августа, в котором населенному пункту Набережные Челны дали статус города. И, как город мы объявили эту дату днем города, и мы его отмечаем, как день города.

А.СОЛОМИН – Здесь был вопрос от наших слушателей, который прислали на сайт. Задают вопрос: «Актуален ли еще лозунг: «КАМАЗ – это город, город – это КАМАЗ»?»

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Актуален.

А.СОЛОМИН – То есть, все-таки предприятие КАМАЗ для города, это основное предприятие, которое делает его моногородом?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – До 1969 года город Набережные Челны, населением около 40 тысяч спокойно работал, развивался так же, как все города. Был городской пищекомбинат, молоко-комбинат, мясокомбинат, автотранспортные предприятия, школы, садики и в этом году принимается судьбоносное решение для нашего города, для нашей республики и это, конечно, в первую очередь благодаря первому секретарю горкома партии Фикряту Ахмеджановичу Табееву, который сегодня жив и здоров, и ему желаю здоровья, долголетия – пусть он радует нас. Это судьбоносное решение и с этого момента практически жизнь полностью становится другой. Очень большое количество людей в возрасте 20-25 лет со всех городов Советского Союза приезжают, чтобы построить город, построить КАМАЗ.

А.СОЛОМИН – А как жизнь горожан меняется?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Вы знаете, наверное, когда мы говорим о великом подвиге на Каме - это не только подвиг тех людей, которые приехали и построили город и КАМАЗ, это в большой степени тоже подвиг местных челнинцев, которые это решение приняли с благодарностью, и с первых дней помогли вселиться приезжим в их дома, обеспечили их едой, транспортом, доставкой. Там начали же работать на пустом поле. Вот, эта поддержка местного населения – она очень серьезно отразилась в дальнейших отношениях и город, новый город и КАМАЗ были построены рядом со старой частью города и, в принципе, в январе 1976 года уже первый автомобиль КАМАЗ дает и мы доложили о строительстве первого этапа КАМАЗА. И в 1981 году, когда мы уже сдали вторую очередь КАМАЗА, к этому моменту мы уже стали полумиллионным городом. И сегодня у нас 514 тысяч наших челнинцев живут в мире и согласии, и сегодня говорим, что в какой-то мере Набережные Челны – это последний город, который построен по таким технологиям и мы, в какой-то степени, маленький Советский Союз. Более 80-ти национальностей живут сегодня в Челнах в дружбе и согласии, работают и созидают.

А.СОЛОМИН – Здесь видится, как минимум две проблемы. Во-первых, крупный промышленный центр – это всегда очень сложная ситуация с экологией. Насколько челнинцы, может быть, жалуются на загазованность, именно на это положение?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Вы знаете, когда КАМАЗ строился – он строился по последнему слову техники Советского Союза и градостроительства. Настолько грамотно применяли и работали лучшие институты Советского Союза, включая академиков и то, что мы сегодня хотим говорить о том, что вот, новые технологии строительства города – они уже были построены 40 лет назад: мостовые развязки, бессветофорное движение – все-все. И, в то же время, когда мы говорим о новом градостроительстве, например, монолитно-каркасном – в Набережных Челнах его уже применяли в 1914 году, когда строили элеватор. То есть, многие вещи уже заранее были. И, в то же время, да – проходит время, происходит обветшалость и задача была города и руководства КАМАЗа: по замене этих технологий. И сегодня КАМАЗ очень существенно включает финансовый график обновлений. Созданы совместные предприятия с КАМАЗом и инвесторами и они ставятся по последнему слову техники. У КАМАЗа защитная зона 1000 метров от города. В то же время, благодаря новым технологиям, руководство КАМАЗа вышло с инициативой о сокращении санитарно-защитной зоны, потому что нет необходимости такого. Новое оборудование, новые технологии позволяют сокращать. Если мы сегодня мы ставим вопрос не увеличения, а наоборот – сокращения, значит, она соответствует действительности.

А.СОЛОМИН – Еще вторая проблема, это проблема моногорода. Ведь сейчас избавляются, стараются уйти от этой системы, когда одно предприятие обеспечивает рабочие места и от него очень сильно зависит город. Набережные Челны тоже стараются уйти от этого?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Здесь каким образом… Лучше годы нашего города при полумиллионном городе 120000 челнинцев работали на заводах КАМАЗа. Сегодня на КАМАЗе работают 45 тысяч челнинцев и, в принципе, конечно, когда мы говорим о количестве жителей, которые работают, но, в то же время есть экономические показатели. Если взять промышленный оборот города за 2011 год – он составил 209 миллиардов рублей, из которых 106 миллиардов чисто камазовские. Мы видим, что, если в людском понимании это существенно, то в финансовом плане, это практически половина оборота составляет КАМАЗ. А еще есть дилеры, предприятия, которые занимаются поставкой компонентов, поэтому еще возрастает. И вы абсолютно правы – мы изначально при строительстве заложены были, как КАМАЗ. Говорю КАМАЗ – это город, говорю город – это КАМАЗ. И, в принципе, мы это не отрицаем. Наоборот, даже с гордостью об этом заявляем. Благодаря тому, что КАМАЗ сегодня – это флагман машиностроения России. И наши КАМАЗы – неоднократные чемпионы авторалли «Париж-Дакар» и, когда мы сегодня говоримо моногороде, мы заскочили в последний вагон уходящего поезда по программе «моногород».

И для диверсификации город сегодня привлекает сегодня порядка 32 миллиардов рублей инвестиций для того, чтобы дополнительно можно было создать около 4 тысяч рабочих мест. И бюджетная составляющая, это 1 миллиард 920 миллионов рублей и мы уже в этом году по 4-м проектам – это развитие птицеводства, развитие комбикормового завода, это «Сапфир», это «Челнобекон», то есть в большей степени даже где-то сельское хозяйство присутствует. Это тоже дает возможность взять в какой-то степени в части доли КАМАЗа по диверсификации, но здесь есть другое «но». Вот, когда в сентябре 2008 года мы заявили о мировом кризисе - кстати, его никто не звал, никто не приглашал, он по идее нам не нужен – он все планы нам передвинул. С другой стороны кризис – это для того, чтобы проверить тебя на прочность, насколько заявленный программы – они обеспечены. КАМАЗ за это время создал 5 совместных предприятий, включая различные направления по машиностроению и, если взять по диверсификации бизнеса, КАМАЗ сегодня мощнее и правильнее развивается, чем все остальные бизнес структуры. И даже программы моногорода, которые сегодня нацелены на диверсификацию, сегодня из-за правильной политики руководства КАМАЗА… Кстати, сегодня 29 июня в городе Набережные Челны идет собрание акционеров, где присутствует председатель совета директоров КАМАЗа Чемезов Сергей Викторович – генеральный директор КАМАЗа, Когогин Сергей Анатольевич и президент нашей Республики Минниханов Рустам Нургалиевич, так что там подводятся итоги, ставятся задачи на 13 год.

А.СОЛОМИН – Вы начали говорить о точках роста. О других точках роста, других предприятиях. «Сапфир» вы назвали – это ювелирное предприятие или…

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Нет, это не ювелирное предприятие. Это промышленный сапфир, завод по выращиванию искусственных сапфиров, которые в конечном итоге пойдут на светодиодные технологии, на часовые, машинные. Это не драгоценности.

А.СОЛОМИН – Это производство существовало?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Нет. На пустом месте, практически, мы его строим по программе «Моногород»

А.СОЛОМИН – А, для России это, вообще, насколько уникально?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Если мы сегодня говоримо нанотехнологиях, , самый простой пример: в городе Набережные Челны 1280 высотных домов, в то же время наши челнинцы за места общего пользования платили 90 миллионов рублей. Мы взяли за два года установили фотоакустические системы, которые работают на открывание, на движение. То есть, если раньше у нас лампочки все время горели или надо было выключать, а сейчас свет на движение работает и благодаря этому стоимость упала до 30 миллионов. То есть в три раза. Сегодня мы объявили программу светодиодных ламп. Тогда это будет всего 6 миллионов. То есть, мы в 16 раз уменьшаем долю платежа населения. Вот, что такое нанотехнология, вот, что такое светодиод. И это искусственный сапфир пойдет в частности на изготовление ламп светодиода.

А.СОЛОМИН – То есть, вы активно используете инновационные производства и подключаясь к тому посылу, который изначально сформировал Дмитрий Медведев, я имею в виду: инновацию, модернизацию… и в Набережных Челнах это работает.

В.ШАЙХРАЗИЕВ – У нас есть очень хороший пример, когда мы в сентябре 2010 года во всем городе установили общедомовые приборы учета по всем четырем видам жилищных услуг: холодная вода, горячая вода, электричество, отопление – это был пилотный проект нашего президента Рустама Нургалиевича. И, когда доложили президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву - он приехал, и комиссия при правительстве посмотрела – это единственный полумиллионный город, который сегодня абсолютно справедливо, по факту оплачивает все услуги, предоставляемые поставщиками. А деньги это населения. И нас сегодня 98,7% оснащенность приборами учета в квартирах челнинцев. То есть, любая технология, которая дает экономию, оптимизацию и справедливую систему оплаты – мы всегда внедряем.

А.СОЛОМИН – То есть, правильно ли я понимаю, что проблемы ЖКХ не стоят так остро, как раньше из-за нормального учета, нормальных платежей.

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Я не могу сказать, что они не остро стоят. С вопрос как – если ты не обращаешь внимания на ту или иную проблему, люди говорят-говорят, потом устают, видят, что никто не реагирует – его даже с повестки дня снимают. А, когда начинаешь поднимать его и решать, это по типу: «Чем больше в лес, тем больше дров» - так и здесь. Что такое ЖКХ – это не только обслуживание жилого дома, это не только тарифы, это практически все поставщики услуг. И водоканал, и отопление, и электричество, и газ. А учитывая, что по Российской Федерации в целом такой «недоремонт» жилого фонда и устаревшая система – всегда будут вопросы. И вот, мы смело пошли по этой программе. И я, что хочу сказать, что сегодня программа капитального ремонта жилого фонда в республике, в городе Набережные Челны, что справедливое всенародное обсуждение тарифов. Мы в какой-то степени на тарифы не можем влиять, а вот, на эффективное их использование со стороны жителей, мы этого можем добиваться. И хочу сказать, что проблему подняли, обсудили, приняли решение. Потом по ходу эксплуатации, внедрения – бывают какие-то замечания, какие-то пожелания, бывают где-то сбои технические, человеческие – его надо постоянно держать на контроле, вести. Без этого не одно дело не пойдет.

А.СОЛОМИН – Люди вам жалуются непосредственно на сайт? Какая у вас форма общения?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Для каждого муниципального служащего есть различные формы обращения со стороны жителей: это и прием, и письменное обращение, и интернет общение. Но вы прекрасно знаете, что республика Татарстан в части интернет-общения и электронного общения с населением далеко шагнула вперед. У нас и электронное правительство и интернет-приемные позволяют быстро и оперативно решать, но в то же время, если вы возьмете Набережные Челны, у меня есть личный блог, где примерно полторы тысячи посещений за сутки и где-то порядка 100 комментарий идет. Во многих случаях люди обращаются туда, в социальные сети в Твиттер, Фейсбук, в интернет-приемные выходят – общаются. Я частый гость в средствах массовой информации, радио, печатных изданий. Я постоянно хожу по улицам нашего города, где люди тоже подходят, задают вопросы. Главное, это мимо не пропускать – всегда есть системные ошибки, проблемы, которые надо решать на уровне всего города, есть личные проблемы, которые тоже надо решать.

А.СОЛОМИН – Василь Шайхразиев – мэр Набережных Челнов. Буквально после рекламы и новостей услышимся снова.

НОВОСТИ.

А.СОЛОМИН – Это программа «Город за спиной», у микрофона Алексей Соломин. Сегодня в нашей студии мэр Набережных Челнов, глава муниципального образования Набережные Челны Василь Шайхразиев. Еще раз здравствуйте. Мы начали говорить не только о промышленном производстве, но и в частности о новациях в городе. Я знаю, что технопарк у вас построен и недавно открыт. Вы не могли бы кратенько рассказать, что это такое и, что это дает. В Татарстане, по-моему, не первый проект?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Да, в самом деле, мы в данном случае – это опять оптимизация, это опять планы перспективного развития. В свое время на заводе по капитальному ремонту двигателей ЗРД, практически этот вид деятельности перестал быть востребован со стороны бизнеса. И двигатель было легче купить новый, чем его стараться капитально ремонтировать. И этот завод практически перестал быть востребован. А там чуть больше 320 тысяч квадратных метров. И генеральный директор Сергей Анатольевич вышел с инициативой тогда еще премьер-министром Рустамом Нургалиевичем и решили на его базе создать технопарк КИП «Мастер» и по долям и КАМАЗ и правительство начали развивать. Сегодня все 320 тысяч квадратных метров помещений заняты, даже малый и средний бизнес стоит в очереди. Самая главная завязка технопарка вытащить наших поставщиков услуг из гаражей, с неудачных помещений. На льготных условиях начали предоставлять отремонтированные помещения, создали управляющие компании и таким образом прямые договорные отношения с КАМАЗом и, в принципе, каждый поставщик услуг компонентов КАМАЗа стал резидентом КАМАЗА через КИП «Мастер». И за короткое время мы смогли создать систему управления, где ты за сутки практически можешь получить помещение, которое через управляющую компанию будет тебе предоставлены экономические, юридические услуги, охранные, таможенные терминалы – у тебя просто задача работать.

И, вы знаете, по итогам 2011 года оборот промпарка составил порядка 23 миллиардов рублей. Эти деньги порядка чуть меньше 2 миллиардов рублей, которые вложили федеральный центр, и республика Татарстан через налоги уже почти в четыре с лишним раза вернулись. И, самое главное, наши челнинцы могли найти там достойные рабочие места. А правительство сегодня дает определенную скидку для них и в самом деле стоимость квадратного метра по аренде ниже офисных и промтерриторий, чем в целом идет по городу. Ну, и прямая завязка к КАМАЗу. Кто-то может сказать, это очень сложно будет, если у КАМАЗа будут проблемы, значит и у КИП «Мастера» будут проблемы. На сегодняшний день доля бизнеса, который занимается в КИП «Мастере» и завязан с КАМАЗом порядка 30%, остальные полностью работают по своим технологиям. Это и мебельные производства, это и трубы, это высокие технологии. То есть, это площадка для развития бизнеса. И таких площадок в республике у нас уже много.

А.СОЛОМИН – Вот слушатель интересуется как раз рабочими местами в республике, существует ли проблема с трудоустройством и он спрашивает, какая зарплата в городе на сегодняшний день.

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Когда мы говорим, существует ли проблема с трудоустройством, если я скажу: не существует – это будет обман. Да – вакансий очень много, да людей, которые стоят в центре занятости очень много. По тем или иным причинам. Тебе может, место работы не устраивает, заработная плата, то, что тебе предлагают и сказать сразу: «Иди и приступай к работе» - так невозможно, потому что каждый человек выбирает, у него есть право выбора. А проблемы всегда будут присутствовать: далеко расположено, зарплата не устраивает, сосед, который со мной работает – это же проблемы трудоустройства по большому счету, а так на самом деле у нас средняя заработная плата по городу порядка 20 тысяч рублей.

И сегодня по вакансиям, что по бюджетным учреждениям, что по КАМАЗу, что по малому и среднему бизнесу, конечно, нужны рабочие силы. И, если мы возьмем бюджет - это, наверное, не только беда сегодняшнего дня – ближайших лет для города – это, конечно, медицинский персонал. К великому сожалению, система обучения в медицинских университетах очень сложная и сегодня молодежь не выстраивается туда в очередь, потому что все шесть лет надо очень жестко учиться, для этого надо очень серьезное призвание и в больше степени это семейные династия, потом интернатура, потом только на работу. И, в принципе, коммерческие составляющие, например: стоматология, то есть стомато – есть факультет, есть лечфак. Когда мы говорим, лечфак, то конечно, серьезная проблема…

А.СОЛОМИН – То есть, люди идут туда, где они гарантированно будут зарабатывать деньги?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Здесь именно так нельзя говорить. Здесь мнение может разделиться так, что для кого-то нужно высшее образование и не важно какое, лишь бы 4-5 лет и получить диплом – такие есть. С другой стороны хочется найти профессию, которая бы обеспечивала тебя работой и заработной платой. И в то же время это было быстрее и легче. И вот, если все форматы посмотришь – почему я говорю, что это не проблема Набережных Челнов, но и всей России, наверное – сегодня, когда по средствам массовой информации смотришь, объявляются субъектовые программы: «Медик на селе» - там столько-то сразу…,премии, гранты выдаются или там, квартиры дают. То есть, это сегодня вопрос…

А.СОЛОМИН – Теперь, вы говорите, проблемы с учащимися медицинских вузов? С работой вот, в этом направлении. А в целом, насколько, вообще люди остаются в городе. Вот они получают образование или едут куда-то получать образование, потому что не могут получить его в Набережных Челнах. И существует ли такой отток населения, и как вы ему препятствуете?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Ну, здесь существует две составляющие, и каждый руководитель их оценивает по-своему. Во-первых, молодежь. Сегодня ЕГЭ дает возможность каждому выпускнику выбрать любой ВУЗ Российской Федерации и туда поступать. Само собой определенное количество челнинских выпускников выбирает ВУЗы в Казани, Москве, Санкт-Петербурге. Там по двум направлениям. Первое: это просто таких ВУЗов в Набережных Челнах нет, во-вторых, даже, если есть, по качеству может, не такого уровня. Столичные – есть всегда столичные. Вот, эти две составляющие и, в принципе кто-то может сказать, что уходят самые достойные, и они в городе не остаются, с другой стороны кто-то предлагает их оставлять под любым соусом.

Но, с другой стороны у нас есть кодекс юного челнинца, и он в каждой школе 1-го сентября, после торжественного открытия нового учебного года каждый ученик сдает зачет по этому кодексу юного челнинца и там, в конце он завершается: «Помни, где бы ты не находился, ты родился и вырос в Набережных Челнах». И даже, если ты отличник и за тобой есть определенные перспективы, поступая в столичные ВУЗы и потом, став великим, ты не забудь, что есть город Набережные Челны, которому надо определенный долг - в кавычках – вернуть своим трудом, своими возможностями. Тогда буквально через несколько лет мы станем процветающим городом. С другой стороны, приехав в большие города – это, наверное, беда периферийных городов – не может себя найти и обратно возвращается. Что тоже очень хорошо. С другой стороны тот потенциал, который остается – для них тоже есть пути развития. И я не сторонник, что их не надо выпускать. Это право каждого сегодня, его выбор. Хочешь – здесь поступай, здесь поступай. Лишь бы ты получился достойный гражданин своей Родины. Сдерживающие факторы – это создание той среды, в которой комфортно было бы жить в нашем городе: в принципе, отсутствие пробок, широкие проспекты, строительство жилья, молодежная программа, досуговая программа, развитие инфраструктуры, включая спа-салоны…

А.СОЛОМИН – Вот, кстати, задам вопрос по поводу инфраструктуры и по поводу потенциала, который получают челнинцы. Вопрос детства, сады, школы. Вот. Насколько легко семье дань ребенку образование дошкольное, школьное. До университетского.

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Вот, смотрите. Было время, в нашем городе в школах обучались 107 000 учеников с 1-го по 10 класс, когда город был абсолютно молодым. И средний возраст был около 30. 28-30. Сегодня нам 36 лет средний возраст. И сегодня порядка 50 000 с первого по 11 класс обучаются. Примерно столько же это дошколята и студенты, то есть, мы из 500 000 – 100 000 с лишним это молодые люди с 2-х лет до 21 – это очень здорово, это хороший показатель. И в то же время вы правы, каждой семье сегодня хочется после рождения ребенка определить его в садик. Вот, за последние 4 года мы смогли создать дополнительно к существующим местам 7 тысяч мест построив, отремонтировав, вернув по целевому назначению 16 бывших зданий садиков . В среднем 250 мест на каждое. И сегодня у нас есть президентская программа «Электронная очередь в садик» и в среднем все дети, достигшие двух с половиной лет без всяких проблем, написав заявление через интернет – даже самому не надо приходить – встаешь в очередь. В мае у нас выпуск и уже практически все 100% по очереди получают места в садике. И здесь право выбора родителя в интернет-варианте. Ты можешь на любое свободное место претендовать или ты можешь в заявке указать конкретно садик, в который ты бы хотел попасть.

А.СОЛОМИН – А в школу точно так же, через электронную очередь?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – У нас управление образования по делам молодежи очень интересно выстроено – это у нас одна система: там и дошколята, там и среднее образование, там же и специальное и высшее образование – все вместе. И там же отдел по делам молодежи и мы практически контролируем каждое движение. И вот, задача стоит как? Ребенку исполняется 6 лет – обычно к этому моменту родители начинают искать место в школах – куда его отдавать: то ли под имидж школы, то ли под конкретного учителя.

И вот, у нас есть связка садик-школа. Когда детей набирают уже шестилеток для обучения в первый класс, каждая группа практически закрепляется за школой, за учителем. Учителя приходят в садик и смотрят, как воспитатели готовят детей для первого класса, потому что уже начинается процесс обучения, и они показывают мастер-класс. В то же время эти шестилетки уже идут в школу, сидят за партами, где будут первоклассниками и таким образом мы не допускаем коридора. Наши педагоги смотрят, правильно ли обучают воспитатели. Воспитатели смотрят, как надо обучать правильно и в то же время у нас с 6-8 класса у нас уже профильность по профессиям. Приятно осознавать, когда по итогам уже 9 лет обучения, когда 9 классов уже заканчивается, родитель, ученик и педагог определяют, стоит ли ему идти в 10 класс, потому что встает серьезный вопрос, сможешь ли ты сдать ЕГ. Я прочитал по интернету: в России 25 000 одиннадцатиклассников получат справку, аттестат – нет. Или первые двойки получили – это сумасшедшая цифра. И мы буквально к одиннадцатому классу подводили почти 5 000 наших учеников, а сегодня это по итогам 11 года, это 2230 всего: то есть, больше половины отказываются - нет возможности сдать. Это качество образования в какой-то степени. А с другой стороны, смелый человек, который идет, потом уже идет, после училища, колледжа, техникума идет. Таким образом, у нас каких-нибудь вопросов с обеспеченностью садиками, с обеспеченностью школами не присутствует. У нас средние все школы соответствуют нормам и там 1170 мест, а средняя загруженность школ у нас 750-770 мест. То есть потенциал еще есть набрать очень хорошо.

А.СОЛОМИН – Что касается образования, вполне стандартный вопрос для представителей властей Татарстана, вот, в Набережных Челнах вопрос языка: татарский и русский – он, какую форму имеет? Обучение идет на татарском языке?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Нет, у нас согласно нашему закону республиканскому два языка являются государственными: русский и татарский. В принципе есть определенное количество людей других национальностей, не татар – они говорят: «Мы живем в Татарстане и хотели бы знать тот язык, который присущ этой республике, чтобы можно было чисто на разговорном…

А.СОЛОМИН – То есть, в школе они его учат.

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Определенная есть программа, но в то же время есть чисто татарские школы, в которые татары могут отдавать своих детей, где они будут обучаться практически по всем предметам на татарском языке.

А.СОЛОМИН – Это, я так понимаю, если люди перебираются жить в Набережные Челны из сел, например, где они в основном общаются на татарском языке…

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Проблем образования быть не может, потому что, если я приезжаю из татарской деревни, и сразу переключиться на русский язык для меня будет проблемой, и я могу выбрать татарскую школу и там буду по всем предметом обучаться на татарском языке.

А.СОЛОМИН – В том числе учить русский язык.

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Это обязательная программа.

А.СОЛОМИН – Уже развернемся, наверное, в сторону гостей Набережных Челнов и поговорим о привлекательных или может быть, непривлекательных сторонах этого города. Но, прежде всего, нельзя сказать, что Набережные Челны воспринимаются многими россиянами, как город криминальный в силу того, что происходило в 90-х, челнинские группировки. Вот, вопрос безопасности в городе сейчас? Насколько решен вопрос с криминальной ситуацией? Что происходит, как городские власти с этим работают?

В.ШАЙХРАЗИЕВ – Вы знаете, на самом деле, в начале 2000-х. В 2004-5 год город Набережные Челны начал славиться на всю Россию. Там одну группировку взяли, тут и тут поиски разоблачения. Для определенных людей это был в какой-то степени шок. И мы с точки зрения экономической привлекательности резко покатились вниз, потому что каждый бизнесмен, каждый инвестор, когда через интернет, другие возможности заходит и видит: «Тут одного поймали, тут оказывается, другое сделали…» - появился страх. В то же время, когда за короткое время практически каждая преступная группировка была разоблачена. По фактам возбужденным пошли судебные решения, и сегодня 7 лидеров организованных преступных группировок приговорены к пожизненным и общий срок всех участников составляет более 1000 лет, все поняли то, что правоохранительная система в городе очень четко работает, это: прокуратура, ФСБ, УВД, следственный комитет. И само собой с точки зрения экономической привлекательности город вышел в лидеры, потому что есть правоохранительный блок, который не допускает сегодня…. И сегодня мы абсолютно живем спокойно. Ночная жизнь города ничем не уступает столичной. Ночные клубы и хождения и все…, и таких проблем, которые мы имели 10 лет назад, мы не имеем. Это очень здорово.


Окончание 
http://www.chelnyltd.ru/ofitsioz/intrevyu_vasilya_shayhrazieva__okonchanie_

 
Последнее из рубрики Официоз
 
 

Комментарии

БЛОГИ
ПОПУЛЯРНЫЕ ТОПИКИ

Лунный посевной календарь - 2017 год

Февраль - октябрь 2017 года
2017-01-30 11:26:43

Коллективное заявление: в Общероссийский народный фронт, президенту Татарстана, мэру Челнов...

Общероссийский народный фронт, 119235, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 40. post@onf.ru; Копии: Президенту республики Татарстан Минниханову Р.Н. Начальнику ГЖИ РТ Крайнову С.А. Начальнику НЧЗЖИ Мухаметдинову Ш.М Мэру города Набережные Челны Магдееву Н.Г. Прокурору Татарстана и города Набережные Челны Нафикову И.Ф и Евграфову А.П. от группы граждан - собственников, председателей и членов Советов МКД г.Набережные Челны.
2015-12-20 07:18:43
« Посмотреть все блоги »
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Призыв сменить для Казани и Набережных Челнов часовой пояс не находит поддержки

2017-06-20 19:46:53
Мы летом должны жить в летнем времени, нам никчему рассветы ...

Призыв сменить для Казани и Набережных Челнов часовой пояс не находит поддержки

2017-06-20 13:56:03
А ничего, что эта публикация вышла без малого год назад, и ...

Призыв сменить для Казани и Набережных Челнов часовой пояс не находит поддержки

2017-06-20 11:22:24
Проблема заключается в том, что т.н. "московский часовой ...

Призыв сменить для Казани и Набережных Челнов часовой пояс не находит поддержки

2017-06-20 10:26:50
Ты тупой или просто баран?Объясни сюда людям, что изменится ...

Как я зарабатывал на Севере...

2017-06-19 20:28:50
Он все правильно сказал, в норильск как и во всю страну ...

"Зотовы"

2017-06-19 09:59:58
  Уважаемая  Елена!  Если Вы решили учиься - ...

Призыв сменить для Казани и Набережных Челнов часовой пояс не находит поддержки

2017-06-18 16:17:41
Даже с переводом часов на один час назад мы не стали ...

Призыв сменить для Казани и Набережных Челнов часовой пояс не находит поддержки

2017-06-18 16:17:19
21 июля 2014 года был принят Федеральный закон «О ...

Призыв сменить для Казани и Набережных Челнов часовой пояс не находит поддержки

2017-06-16 18:08:01
Этот сайт закроется когда-нибудь? Чего тут старые ...

Призыв сменить для Казани и Набережных Челнов часовой пояс не находит поддержки

2017-06-15 23:50:44
Вы че тут тупите!  темнеет в 10 вечера в середине ...

"Зотовы"

2017-06-15 21:25:20
вам нужно сначала среднюю школу закончить, хотя бы русский ...

Зачем нужны бойлеры в подвалах

2017-06-15 17:47:12
у нас, окозалось, есть бойлерплата за горячую воду ...

Татарстан примет 23400 легальных гастарбайтеров

2017-06-15 06:51:43
Кто сказал, что гатарбайтеры работают, у нас пол деревни ...

К 2050 году нехватка пахотной земли обернется продовольственным кризисом

2017-06-14 19:34:21
А ещё концов света было штук сто уже. И глобальных ...

Рузаль Асадуллин ("29-й комплекс") отдал приказ убить в Москве 2 киллеров, которых наняли для него

2017-06-14 13:28:08
Лана точно знает, как он сидит. Наверное вместе чалится. ...
ОТВЕТЬ НА ВОПРОС!
Должно ли государство платить за медицинскую страховку для безработных?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня на этом компьютере
Забыли пароль?
« Регистрация нового пользователя »