Газовые автозаправки перестанут считать опасными объектами
«Челны ЛТД» уже сообщала, что на в Набережных Челнах, "КАМАЗе" прошло совещание по вопросам развития рынка газомоторного топлива в регионах Приволжского федеральном округе (ПФО). На него приехали федеральные министры: промышленности и торговли - Денис Мантуров, энергетики - Александр Новак, транспорта - Максим Соколов, а также главы областей и республик ПФО. Сообщаем дополнительные подробности выступлений, прозвучавших там.
Председательствующий на заседании полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич сообщил, что это второе совещание в таком формате (первое прошло в прошлом году в Нижнем Новгороде). После него была создана межведомственная рабочая группа, деятельность которой была направлена на инвентаризацию и выделение земельных участков под строительство Автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). На уровне субъектов федерации принят целый ряд решений по предоставлению льгот компаниям, которые переходят на газомоторное топливо, - по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество. Создавались дополнительные преференции при реализации государственного и муниципального заказов. Проведена большая работа по выделению субсидий на закупку техники на газомоторном топливе. Из 3 млрд. рублей, которые распределялись Минпромторгом в 2014 году, 1.76 млрд. получены регионами ПФО. А в 2015 году округ заявился в на закупку 854 единиц газомоторной техники на 1,5 млрд. рублей.
Также Бабич отметил, что слабое развитие газозаправочной сети является одним из сдерживающих факторов роста парка газомоторного транспорта. В округе сегодня расположены 62 действующие станции для заправки автомобилей сжатым природным газом, что составляет 25% от общероссийского количества. На сегодняшний день ведется работа по строительству 19 новых и реконструкции трех действующих станций. До конца этого года планируется ввести в эксплуатацию семь объектов. А для того, чтобы только покрыть текущие потребности, необходимо построить еще порядка 50 станций.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров проинформировал, что за последние 10 лет мировой рынок автомобилей, работающих на природном газе, вырос в 12 раз. В то же время в России использование сжатого и сжиженного природного газа на транспорте снизилось почти в 2 раза. По распоряжению правительства РФ к 2020 году в городах-миллионниках должны перевести более 50% транспорта на этот вид топлива. Сейчас в России насчитывается около 90 тысяч газомоторных автомобилей, что составляет всего 0,2% от всего парка транспортных средств в стране.
Для стимулирования спроса с 2012 года из федерального бюджета выделяются субсидии на закупку субъектами федерации автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. И ПФО лидер в этом направлении. Если в прошлом году округ получил 47%, от всего объема распределенных средств, то в этом году 48%.
Министр также отметил, что рост парка легковых машин и легкого коммерческого транспорта, работающих на газомоторном топливе, сдерживает слабое развитие заправочной сети. Сейчас в России всего около 250 заправок для сжатого газа. В 2014 году построено 13 новых АГНКС. И в нынешнем году планируется еще 64. При этом, чтобы сформировать к 2020 году необходимую инфраструктуру, нужно вводить более 200 станций в год.
Аналогичная проблема и в сельхозмашиностроении. Чтобы здесь увеличить число машин, работающих на природном газе, необходимы дешевые передвижные заправочные комплексы. А в России они пока не производятся. И эту проблему еще предстоит решать - либо использовать свои наработки, либо локализовать в стране производство такого иностранного оборудования.
Также Мантуров считает, что нефтегазовым, автомобильным и машиностроительным компаниям нужно создавать консорциумы. Они могут работать по двум направлениям. В части развития инфраструктуры емкость рынка строительства заправочных станций на ближайшие пять лет составляет от 60 до 90 млрд. рублей. А в части оборудования для перевода автомобилей на газ еще около 15-20 млрд. рублей. Примером может служить заключенный в прошлом месяце договор между «Газпромом» и «КАМАЗом» по созданию сети КриоАЗС для заправки сжиженным природным газом на трассе Набережные Челны - Магнитогорск.
Министр энергетики РФ Александр Новак сказал, что его ведомством был подготовлен проект федерального закона, который предусматривает исключение автозаправочных станций природным газом из категории опасных производственных объектов. Госдума приняла его в первом чтении. Это существенно расширит возможности строительства АГНКС. Также рассматривается вопрос либерализации цен. Постановление правительства об отмене государственного регулирования розничных цен на компримированный природный газ было принято в апреле этого года. Это тоже реальный дополнительный стимул для привлечения инвестиций в отрасль.
Новак также отметил, что ПФО является одним из лидеров развития рынка газомоторного топлива. Здесь по сравнению с общероссийскими показателями опережающими темпами растет потребление газомоторного топлива, и увеличивается уровень загрузки газозаправочной инфраструктуры.
Объем реализации природного газа в округе в прошлом году составил 77 млн. куб. метров и превысил аналогичный показатель прошлого года на 14,3%. В среднем по России объем потребления вырос всего на 9%. В ПФО средняя цена на кубический метр составляет 11,32 рубля, что на 10% меньше среднероссийского показателя. И среднегодовая розничная цена будет расти в ближайшей перспективе на уровне инфляции, не выше 10% в год.
На региональном уровне субъекты РФ приняли программы развития рынка газомоторного топлива. Из 14 регионов ПФО в 9-ти такие программы утверждены. По ним до 2020 года планируется ввести в эксплуатацию более 18 тысяч единиц газобаллонной техники. Это позволит снизить затраты хозяйствующих субъектов на газомоторное топливо на 9,4 млрд. рублей в год. А общий объем запланированных инвестиций до 2020 года составят 63 млрд. рублей. Из них 15,6 млрд. - средства региональных бюджетов и порядка 30 млрд. – из внебюджетных источников. Министр отметил, что в ПФО реализуется пилотный проект по внедрению газомоторной техники в таксомоторных парках. В числе стимулов использования газомоторной техники Новак назвал льготы по налогу на транспорт. В некоторых регионах такие решения приняты.
Министр транспорта Максим Соколов сообщил, что программа поддержки и субсидирования закупки автобусов и другой техники, работающей на газомоторном топливе, в Минтрансе РФ стартовала еще в 2012 году. И в первый же год по ней было куплено 619 автобусов. И сегодня эту «эстафетную палочку» подхватил Минпромторг. В целом этот объем оценивается в 23 млрд. рублей. А в этом году Минтранс ведет такую программу в Крымском ФО, на которую было выделено почти 5 млрд. рублей по некоммерческому лизингу. Соколов отметил, что подключение такого механизма как лизинг при ограниченном объеме бюджетных средств дает возможность приобрести по этой программе в три-пять раз больше транспортных средств на газомоторном топливе.
В конце прошлого года Минтрансом был подготовлен проект госпрограммы по внедрению газомоторной техники на всех видах транспорта и техники специального назначения. Общий объем этой программы до 2020 года оптимистично оценивался в 110 млрд. рублей. Но министр тут же оговорился, что в пору бюджетных ограничений и даже секвестров таких средств не будет. Поэтому переформатировали задачу и разработали подпрограмму, направленную на научное и нормативно-техническое обеспечение перевода всех видов транспорта на использование газомоторного топлива. В том числе морских и речных судов и железнодорожного транспорта. Объем финансирования этой подпрограммы, начиная со следующего года, около 1,5 млрд. рублей.
Врио президента РТ Рустам Минниханов рассказал о республиканской программе развития газомоторной техники, которая рассчитана до 2023 года. За счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2013-2015 годах предприятиями ЖКХ, сельского хозяйства и сферы пассажирских перевозок в республике закуплены 642 единицы техники. Общая сумма выделенных субсидий за 2012-2014 годы составила более 1 млрд. 800 млн. рублей. В текущем году подана заявка на приобретение 338 единиц техники, работающей на газомоторном топливе.
Сегодня в РТ на компримированном природном газе работает 2900 единиц транспорта. Объем реализации сжатого природного газа как газомоторного топлива по итогам прошлого года вырос на 48% и достиг 10, 6 млн. куб. м. А за 6 месяцев текущего года вырос на 14,6% и составил 5, 7 млн. куб. м.
«Газпрома» выбрал Татарстан в качестве пилотного региона по развитию рынка газомоторного топлива. В Казани открыт филиал компании «Газпром газомоторное топливо". В текущем году планируется ввод в эксплуатацию трех новых АГНКС (в Нижнекамске, Зеленодольске и Бугульме) и завершается реконструкция станции в Набережных Челнах. Компанией подписаны пять соглашений с основными пунктами переоборудования и обслуживания газовой техники, 96 соглашений по переходу на газомоторное топливо. Кроме того в планах развития филиала «Газпром газомоторное топливо" предусмотрено строительство в республике в 2016-2017 годах 12 АГНКС. С «Татнефтью» подписано соглашение о размещении в 2016 году на АЗС 12 блоков компримированного природного газа. Таким образом, компания «Газпром газомоторное топливо» к 2018 году планирует создать в Татарстане сеть газомоторной инфраструктуры, которая будет состоять из 25 АГНКС, блоков сжатого природного газа и одного передвижного газозаправщика.
Республика также готова на базе завода им. Горького совместно с «Газпром газомоторное топливо» реализовать пилотный проект по использованию в качестве топлива природного газа на речном и морском транспорте.
По словам Минниханова, сегодня 10 действующих в Татарстане АГНКС позволяют организовать цикличные маршруты газомоторной техники по всей территории республики. Но, несмотря на положительную динамику роста потребления газа, АГНКС пока не загружены. Поэтому поставлена задача до 2023 года перевести на газомоторное топливо 50% пассажирского транспорта, 30% коммунальной техники и 30% строительных машин. А также необходимо разработать отдельную программу для сельского хозяйства. Республиканский парк газомоторной техники к 2023 году должен составлять минимум 15 тысяч машин. Но в связи с тем, что в Татарстане планируется строительство комплекса по сжижению природного газа, эта цифра может заметно увеличиться за счет того же сельского хозяйства, предприятий ЖКХ и строительства. В настоящее время компания «Газпром газомоторное топливо» завершает разработку технико-экономического обоснования проекта строительства этого завода, а также сети КриоАЗС. На основе КриоАЗС и АГНКС на федеральных трасах М-7 и М-5 планируется создание газомоторных коридоров. Компания «Газпром газомоторное топливо» и «КАМАЗ» подписали соглашение по создания сети КриоАЗС на пилотном маршруте Набережные Челны - Магниторгорск. Кроме того, компанией ООО «Раритэк» проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по проекту применения сжиженного природного газа на тракторной карьерной технике и использованию газомоторного топлива на речных судах и железнодорожном транспорте.
Рустам Минниханов предложил продолжить федеральную программу субсидирования закупок техники на газомоторном топливе с дополнительным субсидированием проекта по переоборудованию существующей автотехники на газовое топливо. Кроме того, учитывая высокую степень импортозависимости, поддержать проекты по изготовлению топливных баков для сжатого и сжиженного природного газа. Базовым компонентом для них может стать выпускаемое резидентом ОЭЗ «Алабуга» стекловолокно и углеволокно.