Чего опасается КАМАЗ при нестабильном курсе рубля
Как мы уже писали в одном из материалов, санкции Запада КАМАЗ не пугают.
Основное производство его импортных компонентов локализовано в РФ. Из важных узлов в России пока не производится только топливная аппаратура. Но можно сказать, что острой зависимости КАМАЗа от импорта нет. Нет у него и валютных кредитов, с этой точки зрения экономической безопасности КАМАЗ достаточно застрахован. Но, как выяснилось, неприятности можно ожидать не только "из-за бугра", но и внутри страны. О чем свидетельствует вчерашний обвал рубля и повышение центробанком процентных ставок. Мы поинтересовались, чем это чревато для ОАО "КАМАЗ"?
- В нашей компании прорабатываются меры реагирования на эту ситуацию. И прорабатываться они начали не сегодня и не вчера, когда произошел обвал рубля, а гораздо раньше, - говорит директор Департамента по связям с общественностью ОАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев. - Прогнозируем, что сложившаяся экономическая ситуация, конечно же, негативно скажется как на КАМАЗе, что приведет к падению наших рынков, так и в целом на промышленности. А ситуация такая, что кредитные ресурсы стали недоступны. И речь даже не о самом КАМАЗе, у нас есть определенные запасы. Мы в кредитах особо не нуждались, пока не начали инвестировать в развитие производства. Естественно, сейчас возникает вопрос, что теперь делать с инвестициями? Но главное то, что центробанк повысил процентную ставку, и для наших клиентов, которые покупали автомобили в кредит, этот ресурс практически закрыт. И этих покупателей мы теряем. Они могут обратиться в лизинговую компанию, где можно приобрести автомобиль на более доступных условиях, но ведь процентные ставки на лизинг тоже влияют. Есть риск потерять и этих клиентов.
- А какие-то выигрыши за счет экспорта будут?
- Девальвация рубля, которая была до последнего времени, в целом положительно сказывалась на стоимости нашего экспортного товара. Но то, что сейчас происходит с курсами валют, это все негативно сказывается на общей экономической ситуации в стране и влияет на нас. И сейчас вообще очень сложно что-либо говорить и про экспорт, и про внутренние продажи.
Сейчас главная задача менеджмента КАМАЗа в этих условиях сохранить устойчивость компании, сохранить нашу платежеспособность, сохранить выплату зарплаты и т.д. То есть нужно быть готовыми ко всему. Поэтому на совещании генеральный директор компании дал задание финансовому, экономическому блоку, блокам по закупкам и продажам, по персоналу проработать сложившуюся ситуацию, чтобы держать ее под контролем. Вот, например, металлурги уже заявили о повышении цен на металл. Мы сейчас предпринимаем меры, ведем переговоры с поставщиками. Но нужно понимать, что КАМАЗ находится не в безвоздушном пространстве, и мы зависим от государственных мер. Не мы вошли в эту ситуацию, нас в нее вогнали.